Лялиус Colisa lalia. Колизы (Лялиус Colisa lalia), содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Лялиус = Colisa lalia

Колизы (Лялиус Colisa lalia)

Колизы (Лялиус Colisa lalia)

Рыбки четырех видов, относящихся к роду Colisa, — излюбленные обитатели аквариума. Лялиус Colisa lalia — обитатель рек Инд, Ганг, Брахмапутра, его ареал доходит до северной Индии, эта рыбка предпочитает водоемы с чистой, насыщенной кислородом водой, но описаны случаи нахождения лялиусов и на рисовых полях.

Колизы обитают в водах с густой растительностью, поэтому аквариум следует наполовину засадить длинностебельными травами (например, гигрофилами, лимнофилами), а открытое его пространство сверху прикрыть плавающими растениями, среди которых обязательно должна быть риччия — материал для строительства гнезда. Освещение аквариума сверху должно также экранироваться плавающими растениями. Эти рыбки достаточно пугливы и предпочитают не выходить на открытое, с чистой поверхностью, пространство. Пугаются они и приближающегося к аквариуму человека, значит, нужны густые заросли травы, куда они могут отойти.

Следует учесть, что лабиринтовый аппарат у них играет дополнительную роль, поэтому вода в аквариуме должна быть чистая, хорошо аэрируемая. Содержать колиз лучше не парой, а группой в 6-10 штук, поскольку и в природе они держатся стаями. Совмещать с более крупными лабиринтовыми, тем более с другими рыбами, крупнее их, не рекомендуется. Стаю колиз, особенно мелких видов, лучше содержать отдельно, они не любят суеты вокруг, но можно компоновать их с мелкими данио, харацинидами, сомиками. Особой агрессивности в стае колизы вне периода размножения не проявляют, но между самцами могут порой возникать поединки, которые обычно мирно завершаются.

Жизнь колиз в природе тесно связана с временами года, период размножения соответствует периоду муссонов, наполнением водоемов дождевой водой: приливание в аквариум свежей мягкой воды может быть стимулом к нересту. Все колизы очень теплолюбивы, указание в литературе, что иные из них переносят 16-18 °С, искажает их природу, наилучшей температурой будет 24-26 °С. При такой температуре и обильном кормлении самцы в стае начинают со временем строить гнездо. Можно управлять сроками нереста: стаю на две недели рассаживают в разные аквариумы и усиленно кормят, затем соединяют, осторожно подливают свежую воду (колизы легко простужаются от перепада температуры на 2 °С) и поднимают температуру до 26-28 °С. Разведение парное, но возможен и групповой нерест, когда в просторном аквариуме несколько самцов строят гнезда (следует стремиться, чтобы их нерестовые ревиры не соприкасались). В стае лучше, чтобы преобладали самки, хотя, с декоративной точки зрения, самцы ярче и красивее.

Пенное гнездо строится на поверхности, имеет большее или меньшее включение растительных частиц. Оно обязательно фиксируется на месте с помощью включенных в его структуру стеблей и плавающих листьев. Работа под гнездом — удел самца, самку (или самок) после откладки икры самец отгоняет от места нереста. Мальки маленькие или очень маленькие (у лялиуса), поэтому стартовый корм — инфузории, «живая пыль». Взрослые рыбы берут и живой, и комбинированный (сухой) корм, но из живого предпочитают некрупные организмы (крупных личинок насекомых лучше резать).

Лялиус Colisa lalia

Миниатюрная рыбка, до 5,5 см длиной, но с удивительной, великолепной окраской. Впрочем, эта окраска впечатляет именно любителей миниатюрных шедевров. Тело высокое, укороченное, как у медовой колизы, основной фон небесно-голубой, на нем сверкают серебристые точки. По бокам проходит 14-16 вертикальных, пунцовых полосок разной ширины, они составлены как бы из зерен, их нижние концы заходят и на анальный голубоватый плавник, имеющий спереди оранжевую кромку. Голова сверху буро-красная, жаберные крышки голубые, спинной плавник в ярких голубых пятнах, брюшные (осязательные нити) и грудь — красные. Самки могут быть бледнее самцов или иметь такую же яркую окраску, задние лучи спинного и анального плавников у старых самцов вытянуты. У молодых особей внешность почти такая же, как у самок, так что порою пол рыбок определить трудно.

Лялиусы — любители заросших растениями водоемов с чистой водой. В хорошо аэрируемом аквариуме они могут редко подниматься к поверхности за воздухом. Содержать их лучше стайкой и в отдельном аквариуме, тогда можно — при прочих благоприятных условиях — полностью насладиться их красотой. Но можно сочетать их в общем аквариуме с небольшими, тоже любящими чистоту рыбками, например с неоновыми. Температуру надо поддерживать не ниже 25 °С.

Самец строит довольно большое — диаметром около 20 см — афрогнездо, в которое включаются обломки растений, слоевища («веточки») риччии. Несколько актов икрометания (по 40-50 икринок) дают в сумме 500-600 икринок. Возможен нерест самца с несколькими самками. При 28 °С икра развивается около суток, мальки расплываются через три дня. Они крошечные — одни из самых маленьких среди аквариумных рыб, — поэтому и стартовый корм мельчайший: инфузории, коловратки. На четвертую-пятую неделю у них формируется лабиринтовый аппарат, и это время для мальков критическое, на поверхности воды не должно быть пленки из пыли и бактерий. Чистота, аэрация, своевременная уборка в водоеме с мальками — обязательные условия успеха. Простуда, инфекция, туберкулез у лялиусов проявляются чаще, чем у других лабиринтовых.

В 1979-1980 годы в продаже появились селекционные формы лялиусов — красная без полос с голубым спинным плавником и голубая с обратной окраской. Породы эти не стабильны, насыщенность окраски не всегда хорошая, часто без специального кормления гормонами они понемногу возвращаются к основной окраске вида. При разведении эти породы в первом поколении дают окраску обычных лялиусов, а во втором рецессивная окраска породы проявляется у некоторых самцов.

Источник: http://aquascope.ru

Colisa lalia (Hamilton-Buchanan, 1822) Belontiidae

Colisa lalia имеет очень красивую окраску, является представителем лабиринтовых и достигает в длину 5 см. Живет в Индии (Бенгалия и Ассам), в мягких, солнцем прогретых водах. В 1874 г. была завезена в Париж для известного рыбовода и пионера аквариумистики П. Карбонье, но крупный импорт рыб был осуществлен немецкими фирмами позднее, в 1903 г. В ценниках рыба приводилась под названием Trichogaster lalius.

Пестрые самцы строят у поверхности пенные гнезда, в которых видны кусочки растений. Самки очень плодовиты. Мелкие икринки с большим содержанием жира поднимаются к поверхности, где самец их собирает в гнездо. Вода: рН 6.5-7.0, dGH 10°, dKH до 2°, температура воды 26-28°Ц. На нерест рыб сажают по парам в не менее чем 6-литровые сосуды. После икрометания отсаживают самку; после того, как мальки начнут плавать, - самца. Мальки очень мелкие, их первый корм - лабораторная монокультура инфузорий (род Paramecium), коловратки и самые мелкие науплии циклопов. После 10 дней интенсивного кормления мальки начинают ловить артемий. Молодые рыбы растут неравномерно и медленно.

В 1979 году в аквариумах западногерманских специализированных магазинов появились лялиусы интересной цветовой мутации под торговым названием “красный лялиус”, который вызвал ажиотаж в аквариумистическом мире. В специальных американских изданиях последовало сообщение о происхождении этой разновидности: С.lalia - “заход солнца” (Сансет) был долгое время целью строго секретных селекционных работ одной рыбоводческой фермы в Сингапуре, где появились и другие новинки. Вскоре после этого сингапурские газеты сообщили, что с фермы были похищены “сансет” - лялиусы общей стоимостью в 32 000 американских долларов. Позднее эта рыба появилась в продаже под названием Colisa “gukengi”. под которым клиентам продавался более мелкий вид с похожей окраской - С.chuna.

Источник: http://darfish.oriontv.net