Рыба-слон, магнитное поле, электрическое поле

Рыба-слон различает ... подбородком

Рыба-слон

Рыба-слон различает мёртвых и живых магнитным подбородком

Рыба-слон различает ... подбородком

Перейти в оглавление раздела :Рыба-слон

С центральноафриканской рыбой-слоном Gnathonemus petersii биологи университета Бонна (Universitat Bonn) провели опыты, которые показали её удивительную способность находить путь в полной темноте при помощи слабых электрических полей, а также распознавать материалы и даже различать мёртвых и живых существ. Обычно рыба-слон плавает вблизи дна, удерживая подбородок в нескольких миллиметрах от его поверхности. Во время плавания она водит головой из стороны в сторону, словно дно сканирует миноискателем. Именно так рыба-слон ищет свою излюбленную пищу — мёртвых личинок насекомых рода Nematocera.

Фото Рыба-слон

Опыты, проведенные исследователями показали, что система видения рыб практически совершенна. В условиях полной темноты или мутной воды, их "миноискатель" заменяет рыбе-слону зрение. При этом эти удивительные существа не только просто определяет наличие объекта вблизи, но и видит его, и картина в его голове формируется довольно сложная. Кстати, когда в своих опытах биологи даже закапывали личинки среди песка, но рыба без особых проблем исправно отыскивала их.

Установлено, что необычная чувствительная система этой рыбы состоит из "фонарика" — представляющего собой группы клеток на хвосте, производящих электрические импульсы с частотой 80 раз в секунду, и своеобразной "камеры" — чувствитльных к электрическому полю клеток, расположенных на коже подбородка, которых насчитывается около 500. Они то и формируют картину окружающего мира по искажениям электрического поля.

Когда исследователи устанавливали в аквариуме маленькие куб и пирамиду, то всякий раз, когда рыбка подплывала к пирамиде, ей давали награду — личинку насекомого. Происходило это в темноте, так что глазами рыба видеть не могла, а учёные следили за ней через инфракрасную камеру. И где бы биологи в процессе опыта ни ставили пирамиду, в девяти из десяти случаев рыба плыла прямо к ней. Причём, как оказалось, рыбку нельзя было сбить с толку и проволочными модельками объектов вместо объёмных тел. Даже когда экспериментаторы подсунули рыбе "прерывистый куб" (его составили из геля, проницаемого для поля, и пары квадратных проводящих пластин, представлявших лишь верхнюю и нижнюю грани куба), рыба определяла такой объект как куб, показывая, что формирование образов по отрывочным деталям у ней сходно с аналогичным процессом у человека.

Было также установлено, что рыба способна вычислять объём объекта, так как пирамида при равном размере граней меньше по объёму, чем куб. Сначала рыба усвоила, что надо плаыть к меньшему объекту, но когда исследователи сделали куб меньшего размера и его объём стал меньше объёма пирамиды, рыба стала плавать к кубу.

Рыба-слон также может определять живой это организм или неживой, при этом не дотрагиваясь до него. Оказалось, что у них разная электрическая ёмкость, и, соответственно, разное влияние на поле, генерируемое рыбой. Также рыбка может чётко отличить диэлектрики от проводников. При этом металлические объекты рыбе видны очень ярко, а неметаллы только ослабляют поле вокруг рыбы. К тому же, поскольку "электрическое" изображение объекта становится более чётким по мере приближения к предмету, рыба-слон умеет определять расстояние до объекта с точностью в несколько миллиметров.

Биологи установили, что у рыбы-слона мозг и мозжечок имеют сравнительно больший объём, чем у человека по отношению к общей длине тела, так что по меркам животного мира у них неплохие "умственные способности", что и показали различные опыты под водой.