Самая маленькая рыбка Наименьшая рыбка в мире. РЫБЫ-КАРЛИКИ

Самая маленькая в мире рыба

Открыта самая маленькая в мире рыба

Это - взрослая рыба Schindleria brevipinguis (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Биологи, исследуя водные пространства планеты, – обнаружили самую маленькую рыбку в мире - так написали многие газеты и интернет-сайты. Сначала мельчайшую рыбку обнаружили австралийские и американские зоологи, но вскоре ихтиологический рекорд снова обновился. Британские ученые нашли еще более мелкого представителя рыбьего царства... А началось эта история еще в 1979 г., когда австралиец Джефф Лейз обнаружил первую особь этой рыбки. В настоящее время всего шесть экземпляров этого вида, хранится в музеях мира и все они были найдены на глубине 15–30 м в лагунах Большого Барьерного рифа.

Если внимательно рассмотреть самку, то маленький "отросток" в середине ее спины, окажется на самом деле - самцом. Оказывается, что самцы этого вида, раз обнаружив самку, больше с ней не расстается и дальше они постоянно живут вместе. Самец, прочно подсоединённый к самке в виде паразита, в дальнейшем от нее зависит всецело. Она же берёт на себя полностью всю заботу о питании самца-паразита.

А относится Schindleria brevipinguis - эта удивительная рыбка, к отряду окунеобразных, подотряду бычков, семейству шиндлериевых (Schindleriidae). До этого всё семейство включало всего только два вида шиндлерий – небольших рыбок с длиной тела около 2–2,5 см, но не рекордсменов. А рекордсменом-малюткой считался обнаруженный в Индийском океане в 1981 г. карликовый бычок Trimmatom nanus с длиной тела до 10 мм, а до него таковым числился бычок из филиппинских озер, Pandaka pygmaea, вырастающий максимум до 11 мм. А самой крошечной рыбкой можно считать «рыбки-дитя» Schindleria brevipinguis, самки которых имеют длину тела около 7–8 мм, а самцы мельче и вырастают максимумт до 6,5–7 мм. Весит этот "гигант" всего около 1 мг!

Интересной особенностью обладают все шиндлерии (Schindleriidae), которые являются педоморфами, т.е. взрослые особи этих рыбок сохраняют признаки личиночной фазы развития. А живут эти крохи, как показали специальные исследования, всего от 23 до 60 суток.

Крохи из торфяных болот

Британский ихтиолог доктор Ральф Бритц и сингапурский зоолог Морис Куттелат заявили о новом рекордном открытии: ими описывается новый для науки род и вид рыб, Paedocypris progenetica, относящаяся к семейству карповых (Cyprinidae). А обитает она в кислых тёмных водах торфяных болот острова Суматра. Длина взрослых самок Paedocypris progenetica достигает 7,9 мм, самцов – 10,3 мм. Другой мельчайший вид из этого рода - Paedocypris micromegethes, также встречающийся в торфяных болотах острова Борнео), самки которого имеют длину тела около 8,8 мм.

Можно предположить, что карликовые размеры «карпов-детей» (а именно так переводится слово paedocypris) связаны с их местом обитания, ведь более крупным рыбам в болотах практически не прокормиться. А питаются эти Paedocypris только придонным планктоном. Сокращение размера не могло произойти без потерь для некоторых внутренних органов. Оказалось, что мозг Paedocypris progenetica почти лишен костной защиты, а самки откладывают намного меньше икринок, чем близкие виды.

Будущее у этой весьма хрупкой рыбки не самое радужное и перспективное – болота на Суматре постепенно осушаются, и от привычной рыбкам среды обитания скоро мало что останется. И тогда вид Paedocypris progenetica исчезнет, не успев даже попасть в Красную книгу.

«Нет, я всех мельче и милее...»

Итак, два рекорда, установленные один за другим. Но, оказывается, обсуждая их, уважаемые ученые не заметили еще одну статью, появившуюся в трудах Ихтиологического общества Японии (Ichthyological Society of Japan) в 2005 г. И там также шла речь о самой маленькой рыбке! Правда, начинается научный и довольно большой обзор профессора Теда Питча (Theodore W. Pietsch) из Вашингтонского университета совершенно не с этого. Профессор анализировал половые различия у глубоководных рыб. Как известно, у многих видов самцы и самки отличаются и по форме, и по величине. Причем по величине вплоть до десятков раз! Не у всех, разумеется, но особенно у представителей группы морских чертей или глубоководных удильщиков (подотряд Ceratioidei в отряде удильщикообразных – Lophiiformes). В этой группе в 5 из 11 входящих в нее семейств, в 10 из 35 родов и у 23 из 160 видов наблюдается резкий половой диморфизм, проявляющийся в необычном прикреплении самцов к телу самок. В свое время все это было названо «сексуальным паразитизмом». Что это такое?

Представьте, плывет самка, а на теле у неё «сидит» один (а иногда и несколько, известен случай с 8 прикрепленными самцами) самец гораздо меньших размеров. И не просто сидит, а буквально прирастает к телу супруги и сосет из него все необходимые ему для жизни соки, словно эмбрион или паразит.

Дело в том, что живут глубоководные удильщики, как вы уже поняли, на большой глубине. В темноте. И питаются, приманивая жертв люминесцентными живыми «фонариками». Самцам, в начале жизни свободноплавающим, найти в полном мраке своих будущих супруг очень нелегко. По некоторым данным, самки глубоководных удильщиков живут по 25–30 лет и при этом 80% из них так и умирают старыми девами, не встретив за за все эти долгие годы своего суженого. И это несмотря на относительно огромные размеры ноздрей и глаз у самцов, чтобы почувствовать запах «невесты» и заметить ее мигающий фонарик. Вот и дошли удильщики до самопаразитирования – в таких условиях раз встретившись, лучше уже никогда не расставаться.

В свое время весь мир обошла фотография «соединенных» самки и самца удильщиков Photocorynus spiniceps, пойманных в окрестностях Филиппин. Работая с богатейшей ихтиологической коллекцией американского Скриппсоновского Института Океанографии (Scripps Institution of Oceanography Fish Collection, University of California, San Diego), Тед Питч нашел только четыре экземпляра этого вида. И это несмотря на использование крупнейшего в мире научно-исследовательского флота этого учреждения (институт основан в 1903 г.) и его ежегодный бюджет в 160 млн долл! Но просмотр многочисленных препаратов, а также сделанных с них рисунков и фотографий позволил профессору обнаружить новую сенсацию, как раз «по размерной части».

На одном из снимков запечатлена крупная (для этого вида, конечно) самка Photocorynus spiniceps. К её телу, имеющему длину 4,6 см, прикреплен полупаразитический самец длиной 6,2 мм.

Дабы избежать сомнений в том, что это действительно самец, а не какой-нибудь вырост или опухоль на спине самки, ученые провели гистологический анализ препарата. Оказалось, да, это действительно вполне сформировавшаяся взрослая мужская особь, содержащая многочисленые сперматозоиды. Да и ранее измеренные самые крупные обнаруженные самцы это-го вида имели длину не более 7,3 мм. Так что именно они, а никто другой, являются главными претендентами на звание самой маленькой рыбы в голубом подцарстве нашей зеленой планеты. Любопытно, что количество позвонков у упомянутых рекордсменов, несмотря на их сходно мелкий размер, довольно различно: у удильщиков их 18, а у болотных Paedocypris progenetica – от 33 до 35.

Подведем предварительные итоги. Мельчайших индивидуальных особей (самцов) имеет глубоководный удильщик Photocorynus spiniceps. Мельчайшим видом «целиком» является вид Paedocypris progenetica (он же и мельчайший пресноводный вид). Самую же маленькую массу имеет Schindleria brevipinguis.

Причем все эти рыбки рекордсмены дважды – они одновременно и самые маленькие позвоночные животные на Земле. Самые мелкие лягушки, ящерицы, колибри и землеройки как минимум в 2–3 раза крупнее.

Но самое удивительное, что фактически никакой сенсации в итоге всех этих расследований и нет вовсе. Почему? А потому, что вид-рекордсмен Photocorynus spiniceps Regan, впервые описал 80 лет назад крупный британский ихтиолог Чарльз Тэйт Реган (Charles Tate Regan, 1878–1943), который в 1927–1938 гг. был директором знаменитого Британского Музея (British Museum Natural History). То есть о сенсации надо было писать тогда, в 1925 г., а не сейчас. Но что не сделают малоразборчивые СМИ в погоне за очередной сенсацией! А потом объясняй школьникам и студентам, что к чему. Что мы здесь и сделали.

Ихтиолог Ральф Бритц в одном из интервью справедливо сказал, что «наиболее интересный и важный аспект этого исследования – это то, что все эти организмы, независимо от того, который из них самый маленький, необычны во многих аспектах своей биологии и заслуживают более подробного исследования».

Источник:Данная статья была опубликована в № 15/2006 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".