Ихтиозавры. Водные динозавры. Все о динозаврах, динозавры история

Отряд: Ichthyosauria † = Ихтиозавры

Ихтиозавр
  • Класс: Reptilia = Пресмыкающиеся или Рептилии
  • Подкласс: Ichthyopterigia † = Ихтиоптеригии, ихтиозавры, рыбоплавниковые, рыбоящеры
  • Отряд: Ichthyosauria † = Ихтиозавры
  • Семейство: Ichthyosauridae † = Ихтиозавры

Семейство: Ichthyosauridae + = Ихтиозавры

Читать о различных группах динозавров: * Плезиозавр

* Мезозойская эра: динозавры в воде

Плавники ихтиозавров были приспособлены для высоких скоростей

Плавники ихтиозавров были покрыты тонкой сетью из вещества, напоминающего стекловолокно. Такое их устройство позволило узнать о некоторых особенностях жизни этих древних существ. Об этом говорит недавнее исследование, проведённое Зегартеном Лингамом-Солиаром (Theagarten Lingham-Soliar) из южноафриканского университета Квазулу-Наталь (University of KwaZulu-Natal) и Герхардом Плодовски (Gerhard Plodowski) из исследовательского института Сенкенберга (Senckenbergische Naturforschende Gesellschaft), результаты которого опубликованы в журнале Naturwissenschaften.

Это вещество — не что иное, как коллаген: белок, составляющий основу соединительной ткани животных и известный также тем, что придаёт коже эластичность.

Выяснить это учёным удалось благодаря хорошо сохранившейся ткани в останках одного из ихтиозавров. Исследование показало наличие слоёв коллагена на коже спинного и хвостового плавников. Причём каждый слой повёрнут на некоторый угол относительно соседнего, за счёт чего вся их совокупность формирует своего рода гибкую сеть.

Интересно, что в одном из предыдущих исследований Лингам-Солиар выяснил, что аналогичным образом устроена и поверхность плавников большой белой акулы (акулы-людоеда). По словам учёного, коллаген делает плавники очень крепкими, вероятно, даже крепче кости. Кстати, плавники дельфинов устроены примерно так же, разве что коллагеновые слои расположены чуть более хаотично.

Такая особенность требуется всем этим морским жителям для высокоскоростных перемещений.

Строение тела ихтиозавров таково, что эти животные также могли плавать на высокой скорости. Однако не было известно, за счёт чего плавники могли иметь прочность, необходимую для таких перемещений — ведь поддерживающих костей в плавниках (как у многих современных рыб) не было обнаружено.

У учёных были догадки, что дело может быть в поверхностном коллагене, и только новое исследование подтвердило это предположение.

Коллаген — один из материалов, подходящих для повышения прочности органов, и с этой точки зрения открытие не оказалось большим сюрпризом, считает сам Лингам-Солиар. "Однако мы были удивлены, когда обнаружили хорошо сохранившиеся мягкие ткани, в частности, коллагеновые волокна, в останках в возрасте около 200 миллионов лет. Это кажется почти чудом", — говорит учёный.

иллюстрация с сайта nationalgeographic.com

Источник: http://www.membrana.ru/lenta/?6575

Арктические монстры юрских морей

Норвежские ученые нашли захоронение гигантских морских рептилий возрастом около 150 миллионов лет на арктическом острове Свальбард, расположенном между Норвегией и Северным полюсом.

Обнаруженные окаменелости относятся к двум группам морских рептилий - плезиозаврам и ихтиозаврам. Один из скелетов назван Монстром из-за своего впечатляющего размера.

Эти существа были высшими хищниками холодных и глубоких морей юрского периода.

Палеонтологи Музея естественной истории при Университете Осло нашли эти окаменелости во время полевых работ на одном из островов архипелага Сварбальд, являющегося в свою очередь, частью архипелага Шпицберген.

"Это одно из самых удивительных мест в мире. Вы не можете пройти и ста метров, чтобы не наткнуться на древний скелет" говорит заместитель руководителя экспедиции Джон Гаральд Хурум (Jorn Harald Hurum).

Доктор Дэйв Мартилл (Dr Dave Martill) из Портсмутского Университета в Великобритании подтверждает: "Это место действительно необычно. Здесь много уникальных находок".

Что касается найденных окаменелостей, они, как уже говорилось, относятся к двум группам рептилий. Ихтиозавры были очень похожи на современных дельфинов, но для движения в воде использовали вертикально расположенный хвостовой плавник. Плезиозавры очень напоминают мифическую Несси из Шотландского озера Лох-Несс. Они были хрошими пловцами. Существовали две формы плезиозавров - длинношеие и короткошеие, последние еще известные как плиозавры.

Находка гигантского плиозавра, названного Монстром, одно из самых значительных открытий экспедиции. Позвонки его скелета размером с тарелку, а зубы сравнимы по длине с крупными бананами.

Скелет еще не полностью извлечен из породы, пока доступно лишь три метра тела древнего животного, но палеонтологи полагают, что в длину от кончика носа до хвоста он может быть более 8 метров.

"Похоже, перед нами полный скелет!" восхищается доктор Хурум. "Ни одного полного скелета плиозавра в мире пока не было найдено".

Но это не единственная интересная находка. Зуб ихтиозавра найден крепко засевшем в шейном позвонке плезиозавра рода Kimmerosaurus. (видимо, но рисунке изображен момент попадания в позвонок этого зуба - прим. переводчика)

Всего найдено 6 скелетов ихтиозавров, 21 скелет плезиозаров с длинными шеями и один плиозавр.

"Это не отдельные кости, разбросанные тут и там, это целые скелеты" уточняет доктор Хурум. Видимо, после смерти тела ящеров опускались на глубину, где попадали в бескислородную среду и неплохо сохранялись. Химический состав воды в этом месте явно благоприятствовал сохранению и фоссилизации костей морских рептилий.

Морские рептилии, найденные в Норвегии, оказались похожи на морских ящеров из южной Англии. Доктор Хурум предполагает, что эти животные жили в одном и том же океане, в дальнейшем он планирует сравнить арктические находки с британскими.

Раскопки на Сварбальде проводились доктором Хурумом и Хансом Арне Накремом (Hans Arne Nakrem) из Музея естественной истории города Осло. После зимнего перерыва палеонтологи собираются вернуться к раскопкам летом 2007 года.

Перевод: Александр Мироненко ( alex@ammonit.ru )