Эпоха Великих географических открытий. Экологические последствия эпохи Великих географических открытий. Экологические последствия деятельности человека в древнейших земледельческих государствах. Возникновение Сахары. Экологические кризисы, Гигантский МОА, бескрылая гагарка, квага

Эпоха Великих географических открытий

ФотоГлобальные экологические проблемы

Читать дальше: Экологические кризисы в истории человечества
Читать: Хрупкая экосистема ЗЕМЛИ и человечество
*Агрессивный человек - Homo sapiens
*Проблемы глобального потепления
* Остров Ява: создан техногенный грязевой вулкан!

Экологические последствия эпохи Великих географических открытий

Эта тема необычайно обширна. Прошедшие со времени первого плавания Колумба 505 лет неузнаваемо изменили мир. Список вывезенных из Америки и завезенных туда видов культурных растений, домашних животных, синантропных видов огромен. Множество акклиматизированных видов на новом месте играют большую экологическую, экономическую и культурную роль, чем у себя на родине. Трудно представить себе Россию без картофеля, Украину без подсолнечника и кукурузы, Болгарию без томатов, Грузию без фасоли и чая, Узбекистан без хлопчатника, Канаду без пшеницы, «Дикий Запад» США или Аргентину без крупного рогатого скота и лошадей, Австралию и Новую Зеландию без овцеводства.

Интенсивное внедрение новых видов животных и растений, развитие земледелия и животноводства привело к новому наступлению на дикую природу. Численность населения Земли к 1500 г. составила около 350 млн человек, из которых на долю охотников, рыболовов и собирателей приходился 1%. Но в абсолютном исчислении это была немалая цифра – 3,5 млн человек. Последующее освоение США, Канады, Бразилии, Аргентины, Сибири, Австралии привело к существенному разрушению природы этих стран, резкому сокращению численности аборигенов, уничтожению массы видов. Вместе с тем, благодаря новым растительным ресурсам, освоению новых территорий под животноводство, численность человечества могла резко возрасти. Внедрение новых видов растений в культуру сыграло не меньшую роль, чем неолитическая революция и «зеленая революция» второй половины XX в. Экологические и экономические последствия внедрения новых видов растений в культуру огромны, этот процесс, связанный с эпохой Великих географических открытий, можно назвать первой зеленой революцией. Численность крупного рогатого скота стала измеряться сотнями миллионов, а мелкого скота – миллиардами особей. Никогда ни один крупный вид диких млекопитающих не достигал сопоставимой численности. (Сегодня на Земле, по данным ФАО, живет 2 млрд 200 млн голов крупного рогатого скота. Объем выделяемого ими метана существен для глобального потепления, домашние животные, сопутствующие человеку, становятся глобальным экологическим фактором.)

Моряки Колумба привезли в Европу из Вест-Индии сифилис. Испанские конкистадоры завезли в Америку оспу. С испанскими мореплавателями в Америку из Европы была завезена 38-хромосомная черная крыса. Ее же португальцы расселили по Африке и Западной Индии. (Крысы, «бегущие с тонущего корабля», – это именно черные крысы). Мореплаватели Юго-Восточной Азии расселили по островам Океании восточноазиатский 42-хромосомный вид черной крысы. Вместе с товарами человек расселил по свету и не слишком любящую морские путешествия серую крысу, или пасюка. Из Евразии по миру расселились синантропные домовые мыши. Для борьбы с крысами, мышами и змеями на тропические острова завозили из Индии мангустов. Мангусты успешно съедали крыс, затем уничтожали эндемичные виды грызунов и птиц, после чего вымирали сами.

Особенно ранима фауна островов. На Мадагаскаре мальгаши в Х–ХII вв. уничтожили гигантских нелетающих страусообразных птиц эпиорнисов. На Новой Зеландии маорийцы уничтожили гигантских моа. К XVII в. на острове Маврикий был уничтожен гигантский нелетающий голубь дронт, или додо. В XVIII в. русские уничтожили морскую корову на Командорских островах, в XIX в. европейские колонисты уничтожили аборигенов Тасмании, а в XX в. из-за конкуренции с завезенными сюда собаками (динго здесь не было!) исчез сумчатый волк.

Сейчас, когда человечество наконец начинает осознавать масштабы происходящего ныне экологического кризиса, когда при существующих темпах рубки лесов к 2061 г. на Земле могут полностью исчезнуть сомкнутые леса, когда катастрофически теряется биологическое разнообразие планеты, а вместе с этим теряется устойчивость экосистем, важно оценить уроки былых экологических кризисов в жизни Земли.