Гермафродитизм. Гермафродиты. О гермафродитах и эволюции способов размножения. Спаривание. Репродуктивное (брачное, половое) поведение

Гермафродитизм

Перейти в оглавление раздела:Репродуктивное (брачное) поведение

У целого ряда беспозвоночных животных имеет место гермафродитизм, при котором у каждой особи имеются как мужские, так и женские половые железы. Среди наиболее известных животных гермафродитами являются, например, дождевые черви, пиявки и многие виды улиток. Однако, несмотря на то, что у подобных животных каждая особь производит и яйцеклетки, и сперматозоиды, они спариваются друг с другом, производя взаимный обмен половыми клетками. У крупных, не имеющих раковин, моллюсков аплизий или морских зайцев, обитающих в прибрежной зоне моря, в процессе оплодотворения может одновременно принимать участие до 10-12 особей, играя сразу как роли самцов, так и роли самок.

Однако, несмотря на наличие у животных-гермафродитов половых клеток обоих типов, они крайне редко прибегают к самооплодотворению, и напротив, обычно стремятся к спариванию с другими, предпочтительно не родственными особями.Фото

О гермафродитах и эволюции размножения.

В течение жизни любого живого существа генетический материал постепенно искажается, в нем накапливаются ошибки, в результате организм столь же постепенно снижает жизнеспособность и в конце концов умирает. Мы не будем рассматривать другие теории старения, т.к. это выходит за рамки нашей темы. Феномен размножения известных нам живых существ состоит в том, что потомки получают гены, практически свободные от этих накопленных ошибок. В противном случае дети бы наследовали от родителей не только особенности строения тела, но и... возраст, и смена поколений очень быстро бы заглохла, а вернее просто бы не возникла.

Короче говоря:Размножение - способ очистки генетического материала от искажений, т.е. как бы способ жить вечно.

Секс и насилие среди гермафродитов

Роли у животных при размножении распределены четко: дело самца - передать cперму самке, хочет она того или не хочет, дело самки - получить сперму тогда, когда она хочет, и от того, от кого хочет. Но в мире животных есть и гермафродиты, и большинство из них размножается путем перекрестного оплодотворения (самооплодотворение - вещь нередкая, но генетически рискованная: нет смешения генов!). Тут, казалось бы, все проще: передай сперму другому, получи сперму от него (или от нее - разницы-то нет!) и, как сказал классик, испытай одновременно удовольствие как любовника, так и любовницы. Не тут-то было!

Н.К.Михильс из Института физиологии поведения им.М.Планка в Зевизене (Германия) и Л.Дж.Ньюмен из Квинслендского университета в Австралии изучали процесс спаривания у гермафродитной планарии Pseudoceros bifurcus из отряда поликладид. Эти плоские черви по 4 - 6 см в длину, с парой маленьких щупалец-"ушек" на переднем конце тела живут на Большом Барьерном рифе. Сперму они переносят партнеру с помощью мужского совокупительного органа, расположенного на брюшной стороне тела, позади рта. При спаривании пенис выпячивается наружу, вонзается в партнера и "выстреливает" сперму прямо ему под кожу. Дальше сперматозоиды сами пробираются между клетками куда надо. Такой способ спаривания довольно широко распространен среди гермафродитов - плоских червей, пиявок, улиток, но встречается и у раздельнополых животных, вплоть до гигантских кальмаров. Для самца это, естественно, проще простого, но каково самке: ей ведь потом рану залечивать!

Спаривание у этих животных происходит так: черви в буквальном смысле слова встают на дыбы, "грудь к груди" и пытаются передать сперму друг другу. Но отнюдь не взаимно! Вместо, казалось бы, вполне подходящего в этом случае принципа "ты мне, я тебе" они, как выяснилось, руководствуются девизом фехтовальщиков: "Уколоть и не быть уколотым!" В позе дыбом черви проводят в среднем 20 мин, но бывает - и целый час. Каждая "схватка" включает несколько (в среднем 7.4) попыток укола, но лишь одна, редко - две завершаются успешно. Если на дыбы поднимается только один червь из пары, спаривания обычно не происходит: не желающий сражаться мирно ускользает (черви ползут плавно, будто скользят). Но если на дыбы встают оба, то в 75% случаев успешно переносит сперму лишь тот, кто "уколол" первым, причем первый переносит почти вдвое больше спермы, чем второй.

Конечно, в следующий раз может повезти второму, и он станет первым. В конце концов ни один не окажется не оплодотворенным. Но червь, более активный в схватке-спаривании, передаст больше спермы, чем получит, и окажется "отцом" более многочисленного потомства, а залечивать ран ему придется меньше. К тому же более активный червь имеет лучшие шансы перенести сперму на спину партнера - ближе к расположенным там яичникам, а менее активный если и внедрит ее, то скорее на брюшную сторону, откуда сперматозоидам придется пробираться к яичникам мимо многочисленных разветвлений кишечника, так что они могут попасть совсем не туда, куда нужно, и оказаться переваренными. Наконец, быть оплодотворенным более сильным и активным самцом - значит, родить более крепкое потомство. Ведь именно для этого и нужны драки самцов оленей, петухов и бойцовых рыбок!

Подкожное оплодотворение породило возможность "фехтования пенисом". А принцип "уколоть, но не быть уколотым" положил начало эволюционному соревнованию за звание самого сильного самца. Пусть и гермафродита!

К.Н.Несис, доктор биологических наук Москва http://vivovoco.rsl.ru