Игра молодых животных (игровое поведение). Поведение животных. Этология

Игра молодых животных (игровое поведение)

Перейти в оглавление раздела:Игры, игровое поведение животных...

Игра молодых животных (игровое поведение)

...Фундаментальный теоретический анализ представлений об игре животных был проделан Д.Б. Элькониным, который подробно рассмотрел ранние теории игры (Гроос, 1916; Спенсер, 1987; Buytendijk, 1933), показал их убедительные и неподтвержденные стороны, а также сформулировал собственные представления, которые, по его мнению, могут стать основой для будущей теории игры.

Эльконин определяет игру как «особую форму поведения, характерную для периода детства», в которой «складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности». Именно игнорирование природы игры как развивающейся деятельности, составляло, по его мнению, основной недостаток ранее существовавших теорий. Эльконин подчеркивал, что игра как особая форма поведения, связана с возникновением в эволюции особого периода индивидуального развития особи – периода детства. В то же время он полагал, что общая теория игры для детей и животных вообще не может быть создана, т.к. нельзя отождествлять ход психического развития ребенка и его игры с развитием детенышей животных и их играми.

Одно из наиболее распространенных ранее и бытующих до сих пор представлений состоит в том, что игра молодых животных – это физическое упражнение, необходимое для формирования соответствующих форм поведения. Эту точку зрения опровергал ряд авторов, но Д.Б. Эльконин сделал это наиболее весомо. Согласно его мнению, игра действительно является упражнением, но не конкретной двигательной системы или отдельного инстинкта, или вида поведения, – те по самой своей природе не нуждаются в упражнении, т.к. сразу проявляются в «готовом виде». Он рассматривал игру как ту деятельность, в которой осуществляется упражнение способности к быстрому и точному психическому управлению двигательным поведением в любых его формах (пищевое, оборонительное, сексуальное). Именно поэтому «в игре как бы смешаны все возможные формы поведения в единый клубок и игровые действия носят незавершенный характер». Такая трактовка феномена игры животных снимала многие трудности и противоречия, тем не менее автор подчеркивал необходимость проверки своей гипотезы в сравнительно-психологических исследованиях.

К.Э. Фабри осуществил подробный анализ не только психологических теорий игры животных, но также и представлений, развиваемых этологами. Он предложил собственную концепцию, согласно которой игра представляется не какой-то особой категорией поведения, а совокупностью ювенильных проявлений «обычных» форм поведения. Иными словами, «игра это не образец взрослого поведения; а само поведение в процессе своего становления».

Ряд авторов отмечает также, что игра животных – «дело добровольное», что животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. Условием возникновения игры служит комфортное состояние организма; отсутствие голода, жажды или неблагоприятных условий среды. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент – животным явно нравится играть. И хотя это положение и носит отпечаток антропоморфизма, его признают многие исследователи.

Факторы, контролирующие и вызывающие игровое поведение, как уже сказано, далеко не ясны. Спенсер видел в игре средство высвобождения излишков накапливаемой в организме энергии. Противники этой теории указывали, что непонятно, о какой энергии в данном случае идет речь – о физической энергии организма или о гипотетической «психической» энергии, существование которой вообще сомнительно.

Вторая распространенная гипотеза касается существования специфического «игрового побуждения», наличие которого допускал, в частности, К.Лоренц. Он показал наличие существенных различий между игрой и так называемой «активностью в пустоте», т.е. теми случаями, когда те или иные определенные реакции проявляются при усилении специфического побуждения (например, голода), но в отсутствие специфических раздражителей, которые их обычно вызывают. Например, голодная птица начинает «ловить» отсутствующих насекомых, совершая свои действия «вхолостую» или «в пустоте». Главное же отличие игры, по Лоренцу, состоит в том, что совершаемые во время нее действия совершенно не опираются на соответствующее специфическое побуждение, а как только таковое (например, агрессия) начинает проявляться, игра прекращается, уступая место другим формам поведения.

Вопрос о мотивации, лежащей в основе игры, остается дискуссионным, тем не менее в целом можно утверждать следующее: хотя движения, характерные для игрового поведения, могут напоминать движения при других видах активности, игра не связана с действием соответствующих мотивационных факторов. Элементы агрессивного и полового поведения могут появляться, когда животное, по-видимому, не испытывает ни агрессивного, ни полового возбуждения. Игровое поведение может прекратиться, не достигнув «завершающей» ситуации. Например, попытки садок у молодых обезьян могут не приводить ни к интромиссиям, ни к эякуляции; вероятно, они ослабевают в результате выполнения других элементов акта спаривания. С другой стороны, игровое поведение может повторяться много раз подряд, несмотря на отсутствие «результата».

Доказательством существования (или отсутствия) специфического игрового побуждения могли бы служить результаты экспериментов, в которых животные подвергались бы временному лишению возможности играть. По представлениям этологов, это должно приводить к «накоплению специфической энергии действия», т.е. соответствующего побуждения и, следовательно, к усиленному проявлению игровой активности в дальнейшем. Но имеющиеся на этот счет работы не дают однозначного ответа на этот вопрос...