Что такое иерархия?. Северный олень.Баскин: От одиночества к стаду: Rangifer tarandus Linnaeus = Северный олень. северный олень

Леонид М. Баскин: "От одиночества к стаду"

Перейти в оглавление книги Л.М. Баскина: " От одиночества к стаду "

Читать дополнительно:

* Иерархии

* О стадной иерархии

* Смена иерархии

* Простейшие спонтанные иерархии

Что такое иерархия?

За место под солнцем

Мы не удивляемся, когда в разгар зимы видим нахохлившегося погибающего с голода грача или голубя, хотя тут же рядом летают их вполне здоровые собратья. И наблюдая за дерующимися оленями или бойцовыми рыбками, мы ждем, кто победит, кто сильнее? Существование сильных и слабых настолько привычно для нас, что даже сомнения в биологической правомерности такого явления у нас не возникает. Однако за последние пятьдесят лет накоплено достаточно фактов, что бы сделать иной вывод. Подмечено, что в драках отнюдь не всегда побеждает сильный, противники редко на носят друг другу смертельные раны. Например, зоологи давно отмечали, что рога у копытных устроены весьма «неразумно». С. Л. Северцов даже назвал их «турнирным оружием», поскольку многочисленные отростки и развилки рогов помогают оленям остановить соперника, но они одновременно не позволяют нанести глубокие повреждения. Биологическая целесообразность «власти сильного» также кажется маловероятной: ведь тогда более слабые самки и молодняк погибали бы в первую очередь. Многочисленные наблюдения указывают на существенные отличия внутривидовых отношений (между животными одного стада, самцами и самками, самками и детенышами) от межвидовых.

Конечно, и внутри стада отношения между животными отнюдь не сводятся только к взаимопомощи. На зимнем пастбище можно видеть частые схватки северных оленей из-за кормовых лунок в снегу. Самцы морских котиков подчас разрывают пополам самку, стараясь перетянуть ее в свой гарем. Как указывает профессор А. Н. Формозов, охотоведы довольно часто сообщают о нахождении трупов лосей, оленей, медведей, погибших во время боев за самку.

Интересный опыт с рыбками брахиодапио проделал знаменитый исследователь стайного поведения рыб К. Бридер. В небольшом аквариуме, где находились две рыбки, пропускали ток всякий раз, когда рыбки удалялись друг от друга, и через полчаса они стали держаться рядом. Но одновременно эти, обычно стайные и мирные рыбы, сделались очень драчливы, начали кусать и бить друг друга, и опыт пришлось прекратить. Как видим, условия аквариума не располагали рыбок к стайности.

С аналогичным явлением мы сталкиваемся, наблюдая рыбок коралловых рифов. Как отмечает К. Лоренц, здесь каждый участок занимают по одной рыбке от каждого вида. Чем ярче цвет рыбки, тем она агрессивнее. Участки всегда принадлежат самым ярким рыбкам. В аквариуме такие особи сражаются насмерть, пока не уцелеет лишь одна. С возрастом они тускнеют и становятся более миролюбивыми.

Число столкновений в группе животных быстро увеличивается при нехватке пищи, места или других условий существования. Недостаток корма, вызывая учащение столкновений рыб в стае, заставляет их несколько расплываться в стороны и осваивать, таким образом, дополнительную кормовую площадь. Нехватка места учащает драки лабораторных мышей и крыс. Домашние свиньи, содержащиеся в тесноте, когда на одно животное приходится меньше 1 м2 поверхности пола, становятся злыми и часто откусывают друг у друга хвосты. Смертельные исходы боев самцов оленей в зоопарках и огороженных оленниках пантовых хозяйств наблюдаются несравненно чаще, чем в природе. Это и понятно — здесь соперникам некуда уйти друг от друга.

Приведенные выше (а также многие другие) факты убеждают нас в соответствии плотности населения животных, их отношений друг с другом условиям, в которых они обитают. Агрессивность у животных большей частью наблюдается в искусственной обстановке, препятствующей появлению нормальной структуры населения. Однако в других случаях мы сталкиваемся с агрессивностью как с естественным проявлением рассогласования структуры населения и условий обитания и способом приспособления к новой обстановке.

Иерархия

Внимательно наблюдая за дерущимися курами, Т. Шелдруп-Еббе (1922) заметил, что некоторые из них могут безнаказанно клевать соседей. Он назвал это явление «пекодер ордер», что в буквальном переводе значит «порядок плевания». Птицы как бы учитывают его в своем поведении и клюют лишь тех, кто располагается «рангом ниже» их.

Многочисленные исследования на других животных показали широкую распространенность этого явления. Его назвали иерархией. Известный зоолог В. К. Олли так определял это понятие: «Термин иерархия прилагается к каким-либо ранговым порядкам в группах животных, устанавливаемым через сражения, пассивную покорность или комбинации этих образцов поведения»2.

Наблюдения за иерархией не всегда давали такую же четкую картину «порядка клевания», как у кур. Зачастую не возможно было заранее предсказать, какой результат будет иметь данное сражение между парой животных. Важна была лишь частота побед одного из соперников. Такую иерархию стали называть «доминированием».

Постепенно выяснялись многие интересные подробности иерархических взаимоотношений между животными. Вполне определенно было подмечено, что самки с детенышами сражаются более ожесточенно и, следовательно, побеждают чаще, чем одинокие. Хорошо известно, как смело огрызается на самца волчица с волчатами.

Более крупные животные, как правило, преобладают над более мелкими (у рыб, черепах, ящериц, шимпанзе). Поэтому у многих видов с более крупными самцами именно они являются доминантами. Впрочем, это связано и с половой активностью самцов. Замечено, что введение в кровь полового гормона резко усиливает агрессивность самца. В этом смысле победа сильнейшего, в схватках быков, жеребцов, волков выгодна с точки зрения полового отбора. Такой самец, вероятно, оставит более жизнеспособное потомство.

Очень интересные наблюдения проведены за иерархией у обезьян макаков, бабуинов, гамадрилов и т. д. Здесь прежде всего бросается в глаза крупный доминант-самец, владыка гарема из самок и молодняка. На самом же деле он возвышается над более слабыми самцами, которые держатся на почтительном отдалении. У самок — свой порядок доминирования. Однако те самки, которые в данное время близки к самцу, имеют преимущество перед другими, так как находятся под его особым покровительством. Иерархия у обезьян касается очередности в предании пищи, а у самцов — права на самок. Интересно, что малыши не входят в иерархический порядок и осмеливаются есть корм под носом у грозного самца (Карнентер, 1969).

Иерархия часто связана с правом животного или всего стада на определенную территорию. Это понятно, ведь большой участок это обычно и большее количество корма, удобных убежищ и других полезных особенностей. Обычно хозяин участка или стадо, постоянно здесь живущее, хорошо его знают. Не удивительно, что пришелец, незнакомый с местными условиями, как правило, попадает в трудное положение. Он терпит поражение от хозяев, даже если объективно они слабее, и впоследствии пришелец все равно займет высший статус в группе. Как отмечает К. Лоренц, готовность животных сражаться за свой участок уменьшается по направлению от его центра. Развитие теории иерархии заставило зоологов с большим интересом изучать сражения между животными. Было обнаружено, что решительные схватки между животными редки. Гораздо чаще слабый быстро сдается «на милость победите ля» или покидает поле боя. Действительно, если польза, с точки зрения полового отбора, от единоборства самцов велика, то выжить им после сражений далеко не просто. В. Гейст отловил в горах Канады несколько козлов и подсчитал полученные ими в драке ранения. Один из них имел 28 проколов (на шее, груди, животе и в других местах). Ясно, что в такой «дырявой» шкуре далеко не уйдешь. Между тем гон у козлов происходит осенью, когда суровые испытания зимы еще впереди.

Впрочем, как это ни парадоксально, кровопролитные драки козлов оказываются исключением среди животных. Хищники, обладающие куда более эффективным оружием, сражаются «по-рыцарски». Мы почти никогда не находим трупов погибших в драках волков, львов или тигров. (Все же не стоит стоит преувеличивать миролюбие этих хищников). Если наблюдать за поведением волков в вольере, то сражения насмерть для них — действительно редкое явление. Волки действуют в сражении как будто по заранее продуманному ритуалу. Поэтому все это явление и получило название ритуального поведения.

Им владеют не только хищники, но в большей или меньшей степени все животные. Хорошо знакомые каждому человеку драки петухов, с их отходами назад, нервным клеванием земли перед собой, хотя никакого корма нет да и не время о нем думать — это тоже ритуальная борьба. И ухаживание голубя за голубкой, и токование тетерева, и драки рыбок-петушков, брачный полет бекаса с характерным блеяньем, танцы куликов-турухтанов, брачные игры колюшек — все это ритуальное поведение, цель которого сигнализировать другим членам стаи или семьи о готовности животного к той или иной активности, например, подчинению, сражению, размножению и т. п.

Ритуальное поведение часто формируется из самых обычных движений животного, первоначально связанных с совершенно иными потребностями. Так поза спаривания становится позой доминирования самца над другими самцами у оленей, яков, собак, обезьян. Чистка оперения у голубей превращается в «охорашивание» при брачных играх. Сосредоточенное наблюдение за противником у человекообразных обезьян становится характерной формой ритуального сражения. Вспомним, что и мы ощущаем раздражение, когда нас рассматривают в упор, а у пьяного человека такое разглядывание неминуемо вызывает вспышку гнева. Это один из примеров атавизмов в нашем поведении.

Подолгу живя о бок с животными, зоологи заметили у своих соседей способность определять силу друг друга «на глаз», не вступая в борьбу. Зачастую животные обладают специальными органами, помогающими соперникам определить состояние друг друга. Таковы предглазничные пахучие железы у копытных. Так, бараны внимательно обнюхивают голову соперника и зачастую после этого решают спор без боя. Своеобразным «паспортом» являются рога. Так, В. Гейст установил, что снежные бараны борются лишь с соперниками, имеющими равные по размеру рога. Молодняк и самки даже не вызывают у них агрессивности.

У северных оленей сроки сбрасывания рогов таковы, что самцы всю зиму ходят безрогие и, следовательно, вынуждены уступать лучшее место на пастбище самкам. В начале весны рога сбрасывает также и молодняк. Лишь беременные самки имеют в марте — апреле рога и поэтому легко отгоняют других оленей от кормовой лунки в снегу. В этот период на севере бывает очень глубокий снег, раскопать который труд но. Очевидна польза такой предопределенности порядка до минирования.

Надо также учесть, что стада северных оленей часто перемешиваются и потому запоминание животными результатов предыдущих сражений не имеет смысла. Рога же позволяют оленям в любом стаде отстоять свой иерархический ранг.

(Печатается по изданию: Л. М. Баскин. Законы стада. М.: 1971. Изд-во: «Знание». Стр. 5-45.)