Опыление цветов летучими мышами. Опыление растений.ОРХИДЕИ И ИХ ОПЫЛИТЕЛИ. Пчелы-опылители. Поведение животных

Опыление цветов летучими мышами

Перейти в оглавление раздела:Основы поведения животных
*Опыление цветков
*Опыление растений (орхидеи)
*Эхолокация в природе

Опыление цветов летучими мышами

«Говорящие» цветы. Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

Как известно, опылителями цветов могут быть не только различные насекомые, но и птицы, и даже млекопитающие – подробно об этом можно прочесть в № 20 нашей газеты за 1998 г. ФотоА растения, как правило, для привлечения своих опылителей обладают теми или иными приспособлениями, облегчающими им выполнение своей задачи. В частности, цветы, опыляемые тропическими летучими мышами, отличаются неяркой (зеленовато-желтой, коричневой, фиолетовой) окраской, прочным крупным околоцветником и выделением значительных количеств слизистого нектара и пыльцы. Раскрываются такие цветы в вечерние и ночные часы и издают своеобразный, часто неприятный для человека (но, наверное, привлекательный для представителей отряда рукокрылых) запах.

Но это еще не все. Исследователи из Университета Ирланген (Германия) обратили внимание на специфическую форму одного из лепестков цветка лианы Mucuna holtonii из семейства бобовых, произрастающей в тропических лесах Центральной Америки. Этот лепесток имеет вогнутую форму и определенным образом поднимается, когда цветок готов к опылению. После чего цветок делается очень привлекательным для летучих мышей. Когда же ученые размещали в выемке этого лепестка ватные тампоны, летучие мыши переставали обращать на цветы внимание.

Как известно, одна из характерных особенностей летучих мышей – широкое использование эхолокации для ориентации в полете и получения сведений об окружающих предметах. Исследователи предположили, что определенной формы вогнутость в лепестке лианы – специфическое приспособление цветка, направленное на «эксплуатацию» именно этой способности рукокрылых.

Дополнительные эксперименты, проведенные в акустической лаборатории, подтвердили это предположение. Оказалось, что вогнутый лепесток концентрирует и затем отражает сигнал, издаваемый летучими мышами, отправившимися на поиски корма. В результате готовый к опылению цветок как бы «беседует» со своими опылителями, сообщая им о своей готовности «покормить» их, а заодно и воспользоваться их услугами в процессе опыления.

По материалам журнала Australia Nature. 2000, V 26. No 8.

Данная статья была опубликована в № 33/2000 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября"

РАСТЕНИЯ КОТОРЫЕ ОПЫЛЯЮТСЯ ЛЕТУЧИМИ МЫШАМИ: Курупита гвианская (Couroupita guianensis); Цефалоцереус (Cephalocereus senilis ); Баобаб африканский (Adansonia digitata); Колбасное дерево (Kigelia pinnata); Трианея (Trianaea); Хлебное дерево (Artocarpus altilis); Лиана Mucuna holtonii; Голубая агава (Аgave tequilana weber azul); Какао (Theobroma cacao); Орхидеи из рода Дракула; Хоризия великолепная (Chorisia speciosa); Дуриан цибетиновый (Durio zibethinus); это далеко не весь перечень.

Читать дальше: Летучие мыши и цветы.