Книга рекордов: (Животный мир Крыма) Класс Млекопитающие (Mammalia) ЖИВОТНЫЙ МИР КРЫМА

Книга рекордов: Класс Млекопитающие

Класс Млекопитающие (Mammalia). А. Дулицкий

• Самые крупные млекопитающие Крыма

Самое крупное из 58 современных наземных видов млекопитающих Крыма — крымский благородный олень (Cervus elaphus brauneri Charlemagne); из завозившихся — зубр (Bison bonasus L.); из самостоятельно заходивших — лось (Alces alces L.). Среди ископаемых животных самым крупным был мамонт (Mammutus primigenius), который вымер здесь всего 10 000 лет назад.

Если говорить об абсолютных рекордах среди отдельных фрагментов тела у современных крымских млекопитающих разных видов, то оленю принадлежат рекорды (см. ниже) по длине тела, стопы и ушной раковины, обхвату груди, высоте в холке и весу; лисица (Vulpes vulpes L.) оказалась рекордсменом по длине хвоста — 43,9 см, а молодой кабан (Sus scrofa L., 1758) — по весу сердца и печени — 240 и 1160 г соответственно (промеров взрослых животных пока неизвестно).

• Самое крупное современное млекопитающее Крыма

Самое крупное из современных наземных млекопитающих Крыма — крымский благородный олень (Cervus elapus brauneri Charlemagne).

Самый крупный экземпляр был промерен охотоведом Центрального лесничества Крымского заповедно-охотничьего хозяйства В. В. Иегуловым в декабре 1982 г. и имел длину тела 204 см; этому же оленю принадлежит и рекорд по объему грудной клетки, в обхвате за лопатками, -134 см.

Самый длиннохвостый олень был промерен в ноябре 1973 г. главным охотоведом Крымского заповедно-охотничьего хозяйства А. А. Кормилициным, зарегистрированный показатель составил 17 см. 15 января 1968г. в заповеднике был добыт олень с рекордными промерами стопы и высоты в холке — 56 и 129 см соответственно, а 20 февраля 1967 г. возле горы Кастель на трассе Симферополь-Ялта троллейбусом был сбит олень, у которого оказалось самое длинное ухо, достигавшее 25 см.

Рекордный вес самца в Крыму составил 260 кг (по данным зоолога КГЗОХ А. А. Ткаченко). По его же наблюдениям приводятся и рекордные показатели веса рогов — 12 кг и количества отростков на них — 20. Самое крупное стадо из зафиксированных на фотоснимках состояло из 79 взрослых самцов (фото В. В. Соловьева, весна 1983 г.), а визуально на северном склоне Бабугана отмечено стадо самцов из 238 голов. Как правило, у самки один теленок, очень редко попадаются самки с двумя телятами, трех не встречали.

• Самое крупное морское млекопитающее

Самое крупное морское млекопитающее Черного моря — малый полосатик (Balaenoptera acutorostrata Lacepede). Длина этого усатого кита достигает 9 м, вес — до 10 т. Единственный достоверный случай захода малого полосатика в Черное море известен в 1880 г.: кит выбросился на побережье близ Батуми. Его челюсти хранятся в местном краеведческом музее.

Из 3-х азово-черноморских китообразных — дельфинов — самый крупный афалина (Tursiops truncatus Montagu): длина его тела достигает Зм, вес — до 400 кг.

• Самое мелкое млекопитающее Крыма

Самое мелкое насекомоядное и вообще наземное млекопитающее Крыма — малая бурозубка (Sorex minutus L.), с длиной тела до 6,4 см и весом до 7,2 г (в литературе есть указание, что здесь ловили еще более мелкую землеройку — сункуса этрусского (Suncus etruscus Savi), с длиной тела до 5,2 см и весом до 2,2 г, но сейчас считается, что этот вид на полуострове не живет).

• Самый ценный пушной зверек Крыма

Самый ценный пушной зверек Крыма — каменная куница, или белодушка (Martes foina Erxleben).

• Самый последний из исчезнувших в Крыму видов млекопитающих

Волк (Canis lupus L.) с территории заповедника исчез, как принято считать, в 1916 г., а из Крыма в целом — в 1920-х гг. Последний волк был добыт в Крыму в 1972 г., но поскольку это был пришедший с материка самец, самым последним из исчезнувших на полуострове видов млекопитающих следует считать летучую мышь длиннокрыла обыкновенного (Miniopterus schreibersi Kuhl.). Последний раз ее видели на Карадаге в 1947 г.

Другие рекорды. Уникальные млекопитающие

• Единственное млекопитающее в Крыму, имеющее особую куполовидную мышцу, позволяющую ему сворачиваться в шар, выставляя наружу свое тоже уникальное защитное приспособление — колючие иглы (видоизмененные волосы) — обыкновенный еж (Erinaceus concolor Martin).

• Единственный представитель отряда ластоногих в Черном море — тюлень-монах (Monachus monachus Hermann), который у берегов Крыма — увы! — уже не встречается.

• Единственное в Крыму млекопитающее, передвигающееся в норме только с помощью задних конечностей — прыжками, — большой тушканчик, или земляной зайчик (Alacta ga jaculus Pallas).

Другие рекорды. Акклиматизация млекопитающих в Крыму

• Самое первое акклиматизированное в Крыму млекопитающее) — европейский муфлон, или горный баран (Ovis musimon Pallas). Завезен в 1913 г., выпущен на свободу из вольера в 1917 г. В том же 1913 г., но позднее, завезли еще 2...3 вида копытных, которые в 1917 г. былв уничтожены лесной охраной, как, например, кавказский подвид благородного оленя (Cervus elaphus caucasicus), или выпущены, но погибли или были уничтожены браконьерами, как, например, дагестанский тур (Сарга cylindricornis) и безоаровый козел (Сарга aegargus Erxleben).

• Самое последнее из акклиматизированных млекопитающих — степной сурок, или байбак (Marmota bobak Muller). Завезен из Великобурлукского района Харьковской области в 1984 г. и выпущен в Сакском районе.

• Самая неудачная в Крыму работа по акклиматизации. Самой неудачной оказалась работа по акклиматизации в Крыму зубра (Bison bonasus L.). В отличие от других неудавшихся попыток акклиматизации млекопитающих, например, сибирских горных козлов, его выпускали здесь трижды, и каждый раз неудача была связана не с естественными причинами, а с деятельностью человека: после первой и второй попыток зубров уничтожали во время войн вынужденными охотами, а после третьей попытки его вывезли из Крыма намеренно.

Отряд Насекомоядные (Insectivora)

• Самое крупное насекомоядное Крыма

Самый крупный представитель отряда насекомоядных, которых в Крыму известно 6 видов, — обыкновенный еж (Erinaceus concolor Martin), — с длиной тела до 35 см и весом до 1,2 кг.

Отряд Рукокрылые (Chiroptera)

• Самая крупная летучая мышь Крыма

Самая крупная летучая мышь Крыма и всей Европы — гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus Schreber). Ее размеры: длина тела — до 10,4 см, размах крыльев — до 45 см, вес — до 76 граммов. Однако в Крыму эту мышь лишь видели, но никогда не ловили, и данные о промерах местных представителей вида отсутствуют.

• Самая мелкая летучая мышь Крыма

Самая мелкая летучая мышь нашего полуострова — нетопырь-карлик (Pipistrellus pipistrellus Schreber). Все минимальные и максимальные рекорды принадлежат пяти экземплярам, отловленным в разные годы: № 1 — 10 апреля 1967 г., № 2 — 16 августа 1968г., № 3 — 28 мая 1969 г., № 4 — 4 июня 1970 г. и № 5 — 25 мая 1974 г.

Длина: тела — З0...39,3 мм (№ 1 и 4), хвоста — З0...34,2 мм (№ 1 и 5), задней лапки — 6...6,5 мм (№ 3 и 5), ушной раковины — 8...10,7 мм (№ 1 и 4), козелка — 4 мм (№ 2, 3 и 4), предплечья — З0...31,2 мм (№ 4 и 5), крыла — 80... 103 мм (№ 1 и 5); размах крыльев — 180... 195 мм (№ 1 и 3); минимальный вес (весной) — 3,105 г, средний (летом) — 4,02 г (№ 4) и до 9 г осенью.

Отряд Грызуны (Rodentia)

• Самые крупные грызуны Крыма

Самый крупный из 15 местных видов грызунов — обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus L.); из акклиматизированных — ондатра (Ondatra zibethica L.); из реакклиматизированных — степной сурок, или байбак (Marmota bobak MuUer); из разводимых и встречающихся иногда на свободе — нутрия (Myocastor coipus Molina); из ископаемых — речной бобр (Castor fiber L.).

• Самый крупный местный грызун Крыма

Самый крупный из местных грызунов — обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus L.).

Трем самцам из Симферополя принадлежат все рекорды по промерам: 25 мая 1992 г. пойман хомяк длиной 275 мм; длина зверька, пойманного 10 августа 1989 г., достигала всего 266 мм, но зато рекордными оказались промеры ушной раковины, хвоста и стопы — 31,4; 58 и 41 мм соответственно; а пойманный в июле 1988г. зверек оказался самым тяжелым — весил 645 г. У отловленной 14 марта 1990 г. самки должно было появиться на свет 16 хомячат.

• Самый крупный в Крыму представитель семейства Мышиных

Самый крупный в Крыму представитель семейства Мышиных (Muridae) и рода Крыс (Rattus) — серая крыса (Rattus norvegicus Berkenhout, 1769). Серая крыса — научное русское название, но у этого вида довольно много и других названий. По этому показателю, кстати, она может, вероятно, претендовать на первое или на одно из "призовых" мест среди млекопитающих. У нас весьма распространены, помимо научного, следующие названия — рыжая, домовая, амбарная крыса, пасюк, на юге — щур, пацюк и другие.

О серой крысе существует много "фольклорных" сведений — былей и небылиц. Среди последних — фантастический рассказ о метровых крысах из московского метро. На самом деле крысы московского метро — практически такие же, как и везде, но здесь мы приводим данные лишь о тех крысах, которые живут в Крыму.

О размерных соотношениях полов. По длине тела и хвоста абсолютные рекорды принадлежат самцам: самая длинная крыса с самым длинным хвостом — 283 и 215 мм соответственно — отловлена в военном подсобном хозяйстве в Севастополе 15 апреля 1987 г., а самые тяжелые — по 560 г каждый — самцы были пойманы 8 и 15 мая 1990 г. на Симферопольском мясокомбинате. Но абсолютные рекорды по видам принадлежат самкам: самая тяжелая из крымских крыс, весом 625 г, поймана 4 июня 1988 г. на заводе по термической обработке бытовых отходов в Севастополе. У этой крысы через 9...10 дней могло появиться на свет 12 детенышей, но рекорд по количеству эмбрионов принадлежит другой крысе, отловленной там же в тот же день: у нее в тот же срок могло появиться 16 детенышей.

Самая плодовитая самка была отловлена на Симферопольском мясокомбинате 15 января 1990 г. — она произвела на свет за свою жизнь 62 крысенка. Была поймана крыса, которая имела 69 (!) детенышей за свою жизнь, но этот случай остался недостаточно документированным. Кстати, 62 крысенка — абсолютный мировой рекорд для серой крысы.

Самая длинная из самок достигала 274 мм (Севастополь, термзавод, 16 апреля 1987 г.), хвост самой длиннохвостой был равен 212 мм (там же, 15 октября 1987 г.), промер самой длинной стопы дал 45 мм (там же, 16 апреля 1987 г.).

Характерно то, что рекордные размеры у крыс (кроме плодовитости) выявлены отнюдь не у самых старых животных, а у средневозрастных. Кроме серой крысы, в Крыму обитают еще не менее 6 видов из семейства мышиных: черная крыса, домовая, желтогорлая, курганчиковая, малая и степная мыши.

• Самый мелкий грызун Крыма

Самый мелкий грызун Крыма — домовая мышь (Mus muculus L.); длина ее тела — до 10,3 см, длина хвоста — до 10,2 см, вес до 36 г.

Отряд Хищные (Fissipedia, Carnivora)

• Самые крупные хищники Крыма

Самое крупное из 6 современных хищных млекопитающих, постоянно обитающих в Крыму, — обыкновенная лисица (Vulpes vulpes); из ныне живущих, но исчезнувших из Крыма, — бурый медведь (Ursus arctos L.); из вымерших — большой пещерный медведь (Ursus speleus).

• Самый крупный современный хищник Крыма

Самый крупный из современных хищных млекопитающих, постоянно обитающих в Крыму, — обыкновенная лисица (Vulpes vulpes). В Крыму обитают два подвида: в горном Крыму — эндемичная, то есть обитающая исключительно на данной территории, горно-крымская лисица (Vulpes vulpes krimea-montana Brauner); в степном Крыму — степная лисица (Vulpes vulpes stepensis Brauner).

Горно-крымская лисица (Vulpes vulpes krimea-montana Brauner). Максимальная длина отмечена у самца № 435 из коллекции Крымского природного заповедника — 110 см; у этого же экземпляра и самое крупное сердце — 75 г, самый длинный хвост — 43,9 см, самый длинный кишечник — 210 см; у этого и еще одного самца, добытого в заповеднике 18 января 1968 г., оказался и максимальный среди самцов вес — 5,2 кг. Самая крупная печень обнаружена у самца, добытого в заповеднике 14 января 1970 г., — ее вес составил 186 г. Самая длинная (из промеренных) самка была добыта 13 января 1974 г. врачом из Алушты А. А. Котом — ее длина составила 73,8 см; самая длиннохвостая самка, хвост которой достигал 43 см, — 20 февраля 1972 г. В. В. Иегуловым, у этой же самки была самая длинная стопа, равная 15,3 см, и рекордный для горно-крымской лисицы вес — 5,5 кг.

У лисиц (Vulpes vulpes stepensis Brauner) из степного Крыма промеры и вес, очевидно, несколько выше.

Отряд Китообразные (Cetacea)

• Самое мелкое китообразное Черного и Азовского морей

Самый мелкий представитель отряда китообразных в Черном и Азовском морях — дельфин азовка, или морская свинья (Phocaena phocaena L.). Это — единственный вид млекопитающих, обитающий в Азовском море.