Плистоцен: появление формирование млекопитающих, эволюция млекопитающих, динозавры, геологическая история Земли, палеонтология, геологические эры, палеозойская эра, полеозойская эра, кайнозойская эра, архейская эра.

Развитие фауны млекопитающих в кайнозое

Фото Особенности развития фауны млекопитающих Северной Азии и прилежащих территорий в кайнозое

Плиоцен – время формирования современной биоты

Читать дополнительно: Четвертичный период

Начиная с раннего плиоцена, и до настоящего времени нишу специализированных хищников занимают кошки и Mustelini. Первые - преимущественно в крупном размерном классе, вторые - преимущественно в мелком размерном классе. Кроме того, эта ниша пополнялась за счет некоторых Amphicyonidae и Canidae.

В плиоцене среди млекопитающих сложилась группа, замыкающая пищевую пирамиду. В Евразии и Африке она была сформирована за счет гиен, которые расселились по всей Северной Азии. В Северной Америке группа cadavera была сформирована за счет псовых. В нее вошли, например, Borophagus и Canis dirus.

Нишу консументов первого порядка в Северной Азии в крупном размерном классе занимали хоботные, олени, полорогие и верблюды, проникшие из Америки. Среди оленей преобладали автохтонные группы. Исключение составляет род Rangifer – североамериканский мигрант. Среди полорогих американскими мигрантами в фауне Северной Азии были овцебык и зоргелия. На общем фоне относительно плавной эволюции млекопитающих плиоцена выделяются два события, имевших принципиальное значение для последующей истории биоценозов Земли. Первое из них - появление в Северной Евразии семейства полевковых, представители которого освоили в мелком размерном классе питание зеленой массой растений. Это событие связано с формированием принципиально нового зонального типа сообществ: луговых степей. Однако и сами полевки играли и играют значительную роль в формировании почв и растительных ассоциаций степной зоны Северного Полушария. Другое еще более важное, и, возможно, связанное с первым событие - появление человека. Для сообществ растений и животных Земли радиация, увеличение численности и популяционного разнообразия рода Homo по своим последствиям имели катастрофический характер.

Плейстоцен – эпоха оледенений и Берингийских миграций

Для плейстоцена проведенные исследования позволяют дать общую картину соотношения основных типов ландшафтов и их развития. Установлено, что на равнинах Северной Евразии переходы от теплых эпох плейстоцена к холодным были отмечены резкой сменой природной обстановки. Сложная структура тундровой, лесной, лесостепной и степной зон сменялась более однородной структурой гиперзоны. Ландшафты в этот период представляли собой холодные тундростепи с рефугиальными пятнами лесов. Облик фауны крупных млекопитающих определяли мамонт, бизон, лошадь, отчасти, северный олень. В состав этих сообществ входили также шерстистый носорог, большерогий олень, овцебык. По южной периферии тундростепной зоны обычны были сайга, а в Сибири - кулан. Среди крупных хищников чаще других встречался пещерный лев, значительно реже - гиена. Состав населения мелких млекопитающих в бассейнах Рейна, Вислы, Оки, Уфы, низовьев Иртыша, среднего течения Оби, Ангары и далее на восток по среднему течению Лены вплоть до Якутии и Чукотки определяли копытный лемминг, лемминги рода Lemmus, узкочерепная полевка, отчасти северосибирская полевка, суслики суслики (Агаджанян, 1972,1980; Агаджанян и др. 1973). В средней части и по южной окраине этой зоны к ним добавлялись степная и желтая пеструшки, тушканчик, сурок, степная пищуха. Их ареал охватывал почти весь континент в пределах тундростепной зоны. Лишь в бассейн Алдана не проникли степные пеструшки.

При наступлении очередного, голоценового, потепления из рефугиальных пятен древесной растительности возродилась лесная зона. Это поставило на грань вымирания большинство крупных травоядных млекопитающих. Северный олень, овцебык, песец и лемминги отступили в высокие широты, где по-прежнему сохранились пространства моховой и кустарничковой тундры. Ареалы лошади, антилоп, степных пеструшек и сусликов сдвинулись к югу, в зону степей и полупустынь. Такие веткояды и листояды, как бизон и косуля могли еще сохраняться в лесостепи и по южной окраине лесной зоны. Полностью были лишены эволюционной перспективы разобщенные популяции мамонтов, т.к. к этому времени они оказались под жестким прессом первобытных охотников. Существенно изменились условия охоты и возможности хозяйственной деятельности для человека.

Принципиально иначе протекало развитие природных комплексов в горах Тянь-Шаня, Алтая, Саян. Эти горные системы, расположенные на более низких широтах, подвергались значительно меньшим оледенениям. Особенно ярко это было выражено в горах Средней Азии и юга Сибири в связи с большей сухостью внутриконтинентального климата. Переход от теплых эпох плейстоцена к холодным, а затем от холодных к теплым, в том числе и к голоцену, не приводил к серьезным нарушениям предшествующей биоты. Изменения климатических параметров приводили лишь к изменению доли участия различных типов сообществ в общей структуре биоценотической системы. Сообщества млекопитающих сосново-березовых лесов с примесью широколиственных пород сменялось сообществами темнохвойной тайги. Фауна луговых и степных ассоциаций уступала место сообществам нивального пояса.

В противоположность равнинам северной Евразии, Тянь-Шаня, Алтая, Саян колебания климата не приводили к деградации лесных биотопов и их животного населения. Правда, при этом несколько изменялась их приуроченность к склонам разной экспозиции. Данные по Алтаю показывают, что в холодные эпохи нивальные и альпийские сообщества опускались по склонам на более низкие абсолютные отметки, тесня пояс древесной растительности. От одного климатического ритма к другому менялся флористический состав сообществ. Из него постепенно выпадали реликты миоцена и плиоцена. Примерно тоже происходило с населением млекопитающих. В горах Сибири постепенно вымерли пещерный медведь, шерстистый носорог, гигантский олень, исчезли гиена, песец, копытный лемминг. Ряд видов резко сократил свой ареал: як, сайга, кулан, слепушонка, степная пеструшка. Под напором хозяйственной деятельности человека исчезли лошадь и бизон. Однако, такие ведущие компоненты фауны как косуля, марал, сибирский горный козел сохранились до настоящего времени. Можно утверждать, что природные условия на протяжении плейстоцена в среднегорье Южной Сибири были значительно более стабильными, чем на равнинах Северной Евразии.

Таким образом, структура плейстоценовой фауны равнин Евразии отличалась пространственной однородностью и резкими перестройками при смене климатических условий. В горах Северной Азии, напротив, временные изменения фауны не были столь значительны, но сами сообщества отличались пространственной мозаичностью и пестротой экологического состава.

Большую роль в ее формировании играли трансконтинентальные и берингийские связи. Северная Азия являлась резерватом из которого расселялись преимущественно степные и тундровые формы. В холодные эпохи плейстоцена лошадь, сайга, суслики, степная пеструшка, тушканчики, северный олень, овцебык, лемминги песцы и др. расселялись на запад вплоть до Альп и побережья Атлантического океана. По Берингийскому мосту прошли в Америку бизоны, лошади, мамонты, сайгаки, лемминги рода Lemmus. В обратном направлении Берингию пересекали, обогащая азиатскую фауну, - северный олень, овцебык, зоргелия, лемминги рода Dicrostinyx и др.

Сложность и пестрота ландшафтной обстановки порождали сложность популяционной структуры млекопитающих, обитавших на огромном пространстве Северной Азии. Анализ дифференциации мамонтов (Mammuthus primigenius) и современных слонов по фрагментам ДНК показал высокий уровень разнообразия мамонтов, превосходящий таковой каждого из видов современных слонов. По этим признакам мамонты разбиваются на две группы, разнообразие внутри каждой из которых сопоставимо с таковым у слонов, а различия между генетическими формами мамонтов сопоставимы с различиями между африканскими и индийскими слонами. Установлено, что филетические линии Mammuthus, Loxodonta и Elephas имеют приблизительно равные генетические дистанции. Более того, приблизительно такие же дистанции различают две группы, выявленные внутри мамонтов. Последнее ставит вопрос о разделении M.primigenius по крайней мере на две рано разошедшиеся формы и требует переизучения этого вопроса на морфологическом уровне. В настоящее время можно говорить о "тетрахотомии" генетически равноудаленных форм слонов. Приблизительно равные генетические дистанции Mammuthus-Loxodonta, Mammuthus-Elephas и Loxodonta-Elephas свидетельствуют в пользу близких (в геологическом масштабе времени) сроков расхождения филогенетических линий этих трех родов.

Исследование полового диморфизма зубров (Bison bonasus) (ПД) по большому набору параметров формы черепа выявило признаки, наиболее различающиеся у самцов и самок. Показано, что для современных представителей родов Bison и Poephagus характеризуются единым синдромом признаков ПД и существует общий набор из немногих промеров (4-5), позволяющий с высокой вероятностью (> 0,95) определять пол взрослых животных. Эта методика была использована для определения половой принадлежности первобытного бизона (B.priscus). Показано, что самцы и самки B.priscus представлены в исследованной выборке (88 особей) в соотношении 1:1,14, что близко к соотношению полов в популяциях зубров. Проведенные исследования позволили уточнить диагностику ископаемых представителей Bovini и предложить модель эволюции трибы на территории Северной Евразии, показать роль орогенных поднятий Сибири и Центральной Азии в дифференциации и формировании групп Bison и Poephagus на протяжении плиоцен и плейстоцена (Раутиан, Агаджанян, Мироненко, 2000)

Агаджанян А. К., Лопатин А. В., Лавров А. В., Раутиан Г.С.