Вулканический кролик. Бесхвостые кролики. Romerolagus diazi , Бесхвостый кролик

Род: Romerolagus = Бесхвостые кролики

Вид: Romerolagus diazi Diaz, 1893 = Бесхвостый (вулканический) кролик

В родеединственный вид: бесхвостый (вулканический) кролик — R. diazi Diaz, 1893.Размеры мелкие. Длина тела 28—31 см. Хвост снаружи незаметен. Уши относительно укороченные (4,0—4,4 см), округлые. Задние конечности сравнительно короткие. Волосяной покров мягкий, довольно густой. Окраска его на спине серовато-бурая и черная с примесью желтых волос. На брюхе пепельно-серая, с грязно-желтым оттенком. Линька, по-видимому, один раз в году.

В черепе характерен укороченный лицевой отдел. Надглазничные отростки короткие. Скуловые дуги сравнительно массивные. Гребни скуловых отростков верхнечелюстных костей сильно развиты. Костные слуховые барабаны относительно крупные.

Распространен на очень ограниченной территории в Мексике — штат Мексико, гора Рио-Фрио, западный склон вулкана Попокатепетль, штат Пуэбла, гора Истаксиуатль, север штата Морелос. Весь ареал составляет в длину примерно 40 км.

Обитает в горных лесах на высоте 300—3600 м над уровнем моря. Держится в зарослях густой травы, где протаптывает хорошо видимые тропинки. Экология изучена слабо. Хотя активен бесхвостый кролик преимущественно ночью, его можно встретить также и днем, особенно в туманные дни и в период размножения. Убежищем служат выкапываемые им норы. Питается молодыми побегами трав. Период размножения приходится на период с марта по июнь — начало июля. Длительность беременности 38—40 дней. В помете от 1 до 4 детенышей (в среднем 3).

Включен в «Красную книгу».

Вулканный кролик Romerolagus diazi

Этот род включает единственный и, вероятно, реликтовый вид, заметно отличающийся от большинства других представителей семейства. Внешне зверек удивительно похож на северную пищуху рода Ochotona. У обоих животных нет хвоста и совсем короткие уши, оба они живут под кучами камней, у обоих высокий, пронзительный голос, который слышится почти беспрестанно. Кроме Romerolagus, ни один представитель семейства зайцев голоса обычно не подает.

Шкурка у кролика сверху однотонного темно-бурого цвета, снизу буровато-серая. Ноги короткие, уши маленькие и округлые, а зачаток хвоста совсем незаметен.

Тепоринго, как его называют в Мексике, обитает только на средних склонах вулканов Попокатепетль и Истаксиуатль и кое-где в близлежащих горных хребтах, на южной стороне долины Мехико, на высоте от 2750 до 3500 метров. В этой узкой полосе он предпочитает светлые сосновые леса с густыми зарослями жесткой травы сакатон. Только в таких лесах и обитает вулканный кролик, имеющий самый ограниченный ареал из всех млекопитающих Мексики.

Живет кролик в норах под землей или в каменных осыпях, куда пробирается по тропкам, протоптанным среди высокой жесткой травы.

О питании его известно мало. По-видимому, он ест растущую в этом районе душистую мяту (Cunila tritifolium). Нередко от кроликов, сильно пахнет этой мятой.

В хорошую погоду животное проводит много времени на поверхности земли. В жаркую часть дня обычно спит, а в вечерние и утренние часы бывает активным. Если кролика потревожить или напугать, он издает свой пронзительный крик и бросается к ближайшей норе.

Подземная нора имеет обычно несколько выходов; в период размножения в ней устраивается гнездо, выстланное сосновыми иглами и собственной шерстью животного. Детеныши появляются на свет с марта по июль. В помете их бывает от одного до четырех, чаще всего три.

Кролик находится под защитой закона, и все же за последнее время численность его сильно сократилась, так как в места его обитания все чаще вторгаются земледельцы и выжигают растительность. Кроме того, на зверька иногда охотятся жители Мехико. Ради мяса его, наверное, никто не убивает, потому что крепкий запах мяты, которой он питается, придает мясу неприятный вкус, но спортсмены, занятые охотой на птиц, считают кролика прекрасной мишенью для тренировки или мясом для своих собак.

Если правительство Мексики не примет соответствующих мер, то вулканный кролик при его малочисленности, ограниченном ареале и отсутствии надежной защиты долго, конечно, не просуществует.