Индийский ящер. Manis crassicaudata = Индийский ящер. Животный мир Африки и Азии. Ящеры или Панголины.

Вид: Manis crassicaudata = Индийский ящер

Вид: Manis crassicaudata Gray = Индийский ящер

Индийский ящер населяет леса Цейлона и Индии. Это наземное животное, роющее большие норы с гнездовой камерой. В помете бывает от 1 до 3 детенышей. Длина тела 60-65, хвоста - 45-50 см.

Тело индийского ящера в длину может колебаться от 45 до 75 см, а длина его хвоста имеет от 33 до 45 см. При этом отмечается половой диморфизм по размерам: самцы, как правило, больше, чем самки.

Тело индийского ящера  тонкое и длинное, снаружи покрыто жесткими чешуйками жёлто-коричневого или жёлто-серого цвета. В сумме, все чешуйки составляют от 1/4 до 1/3 массы тела индийского ящера. При этом на самом теле имеется 15-18 рядов таких чешуек и около 14-16 рядов - на хвосте. Чешуйки выполняют защитную функцию, защищая ящеров от зубов хищников, наружных паразитов, а также и от холода. Предохраняют чешуйки ящеров и от острых камней, когда животные роют себе норы.

Голова индийского ящера небольшая, треугольной формы.  Во рту этих животных нет зубов. Основным инструментом для захвата пищи вместо зубов является язык, который достигает длины в 23-25,5 см. На каждой конечности индийские панголины имеют по пять пальцев, три из которых специально приспособлены для рытья земли, при строительстве нор.

Индийские панголины распространены по территории Индии, Непала, Шри-Ланки и Пакистана, где занимают различные среды обитания. Индийские ящеры встречаются в тропических и влажных субтропических лесах, равнинах и нижних склонах гор.

Информация о численности популяции индийского ящера почти полностью отсутствует. Это связано с их скрытным ночным образом жизни. Полагается, что ящеры сохранились в небольших количествах в Бангладеш. В Индии общее состояние вида неизвестно.

В МСОП индийский ящер значится как близкий к угрожаемому (англ. NT, Near Threatened)[1]. На него часто охотятся в Пакистане, некоторые из частей тела панголинов используются в лечебных целях. Ингода чешуйки используются для ожерелий. Из кожи делают сапоги и ботинки. Индийский ящер причислен ко II Приложению СИТЕС. Эти животные находятся под защитой в Индии, Бангладеш, Пакистане и Шри-Ланке. Охота на них запрещена в Шри-Ланке и Непале.

По образу жизни индийские ящеры ночные животные ведут сумеречно-ночной образ жизни. Бо́льшую часть дня индийские ящеры проводят в своих норах или среди скал, а ночью они выходят из своих нор на поиски пищи.

Основу питания индийских ящеров составляют термиты, муравьи и их яйца, хотя в желудке одного ящера были обнаружены крылья жуков, тараканов и кожа червей. Среди органов чувств преобладает обоняние, на которое и полагаются ящеры, для того чтобы найти гнездо муравьёв или термитов. Вместо этого у панголинов не очень хорошие слух и зрение. Длинные языки помогают ящерам с лёгкостью проникнуть в гнездо насекомых. Так как индийские панголины не имеют зубов, все процессы пищеварения происходят в их двукамерном желудке. Одна камера используется для хранения пищи, другая, которая составляет 1/5 всего размера желудка, выстлана толстой мышечной тканью. Эта часть желудка переваривает всю пищу, прежде чем та поступит в кишечник.

Ящеры с острова Шри-Ланка живут в тропических лесах, где большинство муравьёв едят фрукты и цветы, растущие на деревьях. Именно здесь панголины могут в полной мере использовать свой цепкий хвост и острые когти, чтобы жить на деревьях. Однако большинство индийских панголинов живут и питаются на земле, поэтому их считают наземными животными.

Норы индийских панголинов различны по глубине в зависимости от типа почвы. В мягкой почве норы могут быть глубиной до 6 м, а в скалах норы менее глубокие, до 2 м. Животные обычно закрывают вход в свою нору рыхлой почвой, чтобы защитить её от хищников. Для защиты индийский ящер свёртывается в клубок, выставляя только чешую. Также они имеют анальные железы, которые способны испускать неприятный запах для защиты от хищников.

Индийские ящеры живут в одиночку почти всё время, за исключением периода размножения. Об размножение индийских панголинов мало что известно. Роды были зарегистрированы в январе, марте, июле и ноябре. Беременность длится 65-70 дней. Самки рожают одного, реже двух детёнышей, массой 200-500 г. рождаются они зрячими, с мягкими чешуйками. О продолжительности жизни в дикой природе ничего не известно, а в условиях неволи их продолжительность жизни составляет около 13 лет.