МАМОНТЫ. Причины, теории, версии причин вымирания мамонта. Почему вымерли мамонты? Хоботные.

Причины вымирания мамонтов

Читать дополнительно: Почему вымерли мамонты?

Почему вымерли мамонты?

Вымирание мамонтов происходило на границе верхнего плейстоцена и голоцена: на территории Европы это было примерно 13 000–12 000 лет назад, а на севере Сибири окончательное вымирание мамонтов произошло значительно позже.

Первой причиной вымирания мамонтов ученые считали глобальные климатические изменения, которые повлияли на состояние их кормовой базы. Сейчас установлено, что вплоть до 12 тыс. л. назад, мамонты обитали на всей территории севера Азиатского материка. Но примерно с 12 тыс. л. начинается быстрое сокращение ареала мамонта, вызванное, возможно, изменением климата и растительности в условиях общего потепления, с исчезновением пригодных для обитания мамонтов ландшафтов. Хотя в отдельных районах мамонты обитали и в значительно более позднее время.

Кроме фактора потепления, в этот период определенную роль сыграло и увеличение влажности климата, что привело к нарушению твердости почвы, необходимой для нормального обитания мамонтовой фауны. Таким образом, вымирание мамонтов произошло, когда суровые климатические условия, существовавшие во время позднечетвертичного оледенения, сменились условиями, близкими к современным.

Хотя изменения климата происходили и ранее, но мамонты их могли переживать в так называемых стациях переживания, но в этот период возросло до критического влияние истребительных охот в местах локального сохранения видов, т.е. «человеческий фактор». Поэтому, одной из решающих причин ряд исследователей называет усиление охоты на мамонтов человека позднего палеолита, численность которого к этому времени существенно повысилась. Это вполне могло привести к гибели мамонтов как вида, имеющего к этому времени достаточно ограниченный ареал.

Имеется и гипотеза вымирания мамонтовой фауны от эпизоотий, вызванных неведомыми для нас микроорганизмами. Анализ неразмороженных тканей вымерших мамонтов, может позволить в ближайшее время ответить на этот вопрос.

Учитывать следует и то, что мамонты, появившиеся в конце эоцена или начале олигоцена, являются одной из последних ветвей отряда Proboscidea. Расцвет отряда хоботных приходится на миоцен-плиоценовое время, когда только в группе мастодонтов насчитывалось более 300 видов. Поэтому, мамонты могли вымирать как результат определенного направления эволюции, т.е. завершающего этапа развития отряда Proboscidea, на смену которому пришли более  приспособленные к новым условиям среды представители семейства Elephantidae. Развитие последних происходило в плиоцене и плейстоцене, а два современных вида слонов: африканский и азиатский, по сути являются последними представителями огромной группы вымерших хоботных животных.

Вымирание хоботных, а именно мамонтов, по мнению приверженцей ландшафтной гипотезы произошло из за смены тундро-степей на современную тундру, так как палеонтологических данных действительно свидетельствуют об отсутствии на переходе от плейстоцена к голоцену сплошной тундро-степи с твердыми почвами и степной растительностью. Хотя, по мнению других ученых, распространение и господство тундровых ландшафтов в конце плейстоцена, не было основной причиной вымирания мамонтовой фауны.

Сенсационное открытие в 1993 году голоценовых мамонтов острова Врангеля разрушило стройную теорию их катастрофического вымирания на рубеже плейстоцена и голоцена около 10000 лет тому назад. Здесь мамонты сохранились на 6000 лет позже рокового рубежа и вымерли скорее всего в результате инбридинга в небольшой по численности популяции. Полученные за последние годы радиоуглеродные датировки остатков плейстоценовых лошадей, овцебыков и бизонов убедительно доказывают, что эти виды сохранялись на севере Сибири также на 4–6 тысяч лет позднее границы плейстоцена и голоцена. Роль человека в вымирании мамонтов и других млекопитающих плейстоцена была слишком переоценена, гипотеза о гибели мамонтов от рук людей не выдержала испытание временем. Несмотря на многочисленные экспедиции археологов на север Сибири, никаких следов многочисленных людских племен в начале голоцена здесь не найдено. По прежнему большое внимание ученых различных специальностей привлекает возможность изучения замороженных организмов и тканей из вечной мерзлоты Сибири. Реализация таких проектов позволит подойти несколько ближе к решению проблемы морфологических и функциональных адаптаций крупных млекопитающих к тяжелейшим условиям сильных холодов и многомесячной полярной ночи. Молекулярные исследования замороженных мышц и кожи мамонтов показали полную бесперспективность поисков сохранившихся целых клеток, которые могли бы быть использованы в генной инженерии. Тысячелетнее вымерзание тканей разрушает клеточные мембраны за счет увеличения объёма жидкости внутри клетки, ДНК представлено короткими фрагментами, по которым с трудом удалось восстановить только один ген у мамонтов.

Некомпенсированные вымирания в конце плейстоцена

Крупные млекопитающие распределены очень неравномерно по поверхности континентов. Это связано, в основном, не с нынешними климатическими и иными условиями, а с опустошительными вымираниями крупных (средний вес самки 40 кг и выше) наземных зверей в конце плейстоцена- начале голоцена (50–5 тыс. л. н. ), в наименьшей мере затронувших Африку, в наибольшей — Америку и Австралию. Если раньше в кайнозое (последние 63–65 млн. лет) крупные звери обычно вымирали с более-менее равноценной экологической заменой (т.е. одни формы сменялись другими, экологически близкими, но более совершенными) то эти вымирания происходили без подобной замены; их называют некомпенсированными. Для их объяснения предложено много глобальных, региональных и местных, общих (для всех или многих видов того или иного региона) и частных (для отдельных видов) моделей. Эти модели то дополняют, то исключают друг друга. Закономерным этапом разработки проблемы должна стать выработка синтетической концепции, в которую органически впишутся верные мысли предшествовавших моделей, а их противоречия будут устранены.

На основании полученных данных становится очевидно, что популяция мамонтов Сибири вплоть до 12 тыс. л. н. успешно переживала неоднократные колебания климата и изменения растительных зон от межледниковых к ледниковым и наоборот. Лишь около 12 тыс. л. н. началось необратимое сокращение ареала мамонтов, которое, вероятнее всего, было связано с каким-то очень специфическим процессом исчезновения «мамонтовых» ландшафтов. Объяснить резкое сокращение ареала мамонтов и их последующее вымирание в континентальной части Сибири около 9,7–9,6 тыс. л. н. только общим изменением климата в сторону потепления не удается.

Для выяснения наиболее вероятных причин вымирания мамонтов Сибири необходимо провести реконструкцию палеоландшафтов для отрезка времени 13–9,5 тыс. л. назад.