Ушастый ёж. Вид: Hemiechinus auritis (Gmelin, 1770) = Ушастый ёж. Hemiechinus Fitzinger, 1866 = Ушастые ежи

Вид: Hemiechinus auritis = Ушастый ёж

Семейство: Erinaceidae Fischer von Waldheim, 1817 = Ежовые

Род: Hemiechinus Fitzinger, 1866 =Ушастые ежи

Вид: Hemiechinus auritis (Gmelin, 1770) = Ушастый ёж

ЁЖ УШАСТЫЙ (Erinaceus auritus) отличается от обыкновенного ежа большим размером ушной раковины: длина уха его более 3—5 см. Иглистый панцирь меньше, так что мягким мехом у него покрыты и нижние части боков тела. Длина иглы не более 3 см. Масса самцов до 430 г, а самок — от 200 до 505 г, что в 3 раза меньше, чем у обыкновенных ежей.

Распространен ушастый еж в южных степях, полупустынях и пустынях Европы, Западной Сибири, Казахстана, Закавказья, Средней и Центральной Азии. По убежищам, годовому циклу, суточной активности он похож на обыкновенно го ежа.

Главную пищу ушастого ежа составляют насекомые, особенно жуки (бегуны, чернотелки, медляки, хрущи и др.) и муравьи. Лишь в единичных случаях в желудке ежа обнаруживФотоают остатки жабы, ящерицы и перья мелкой птицы. На поиски пищи (летом) ушастый еж выходит обычно поздно вечером. Бегает он заметно быстрее обыкновенного ежа. Если ушастого ежа догнать и задеть ногой или палкой, то он неохотно свертывается в клубок, обычно только подгибает вниз голову, шипит и подпрыгивает, стремясь нанести уколы своими иглами, вскоре старается убежать.

На степных и полупустынных пастбищах ушастые ежи кормят своей кровью большое количество иксодовых клещей, например Dermacentor marginatus -переносчика пироплазмозов домашних животных. Удивительна устойчивость ушастых ежей к сильным ядам и перегреву. К высоким температурам ежи устойчивы более, чем такие «живучие» животные, как сухопутная черепаха.

Ушастый еж (Langohrigel - нем., Long-eared hedgehog, Long-eared desert hedgehog - англ.)

Ушастый еж населяет Юго-Восточную Европу, Среднюю и Центральную Азию, Индию, Аравию, Казахстан, Юго-Западную Сибирь, Закавказье, Северную Африку (Ливия, Египет), Израиль, Пакистан, Афганистан, Туркмению, Монголию (пустыня Гоби), Ирак, Иран, Кипр. В горы ушастый еж поднимается до 2500 м. над уровнем моря.

Ушастый еж предпочитает заселять открытые пространства - пустыни, полупустыни, сухие степи и долины рек, овраги, лесозащитные полосы, заброшенные арыки, оазисы и орошаемые земли, встречается и у человеческого жилья.

Длина тела ушастого ежа 15-28 см, хвост достигает в длину 15-23 мм. В природе ушастые ежи весят 220-350 гр, в неволе до 650 гр.

У ушастого ежа иглы тонкие и короткие (17-19 мм) с продольными валиками и бороздками.Иглами покрыта только спина ежа. Ноги длиннее, чем у обыкновенного ежа.

Мордочка острая с длинными (31-39 мм) и подвижными ушами. Уши, отогнутые вперед, легко закрывают глаза. При помощи ушей ушастый еж может регулировать температуру тела.

Мех короткий и мягкий, а на лбу имеется своеобразный "пробор" - полоска голой кожи. На брюшке и груди мех у ушастого ежа белесый или светло-серый, чаще однотонный, на мордочке он меняется от серо-черного до светло-коричневого. Окраска игл зависит от ареала и может меняться от черного до светло-соломенного. Альбиносы среди ушастых ежей встречаются крайне редко.

Ушастый еж ведет одиночный образ жизни. Он активен преимущественно в ночное время, а день проводит в норе. Ушастый еж в качестве убежищ использует норы (глубиной до 1,5 м), которые роет сам или пустующие норы грызунов. Летом использует временные убежища - углубления в земле под корнями, кустами и камнями.

За ночь, в поисках пищи ушастый еж может пройти до 7-9 км.Ушастый еж всеяден, его кормами служат: черви, пауки, многоножки, улитки, насекомые (жуки, кузнечики, клопы, муравьи), а также их личинки и куколки, ящерицы, змеи, лягушки и жабы, мышевидные грызуны, могут ушастые ежи разорять гнезда птиц, при этом поедают яйца и птенцов. Из растительной пищи в рационе ежей встречаются сочные побеги, цветы, семена, фрукты, различные плоды и овощи. Не брезгуют ушастые ежи и падалью. В целом рацион меняется в зависимости от погоды и сезона. Интересно, что ушастый еж может долгое время голодать и обходиться без еды и воды до 10 недель!

К осени ушастый еж накапливает жировой запас, позволяющий пережить холодное бескормное вреия. Поэтому с наступлением холодов ушастый еж впадает в спячку в октябре-ноябре, которая заканчивается в марте-апреле. В северной Индии спячка длится до 3,5 месяцев, в горах Пакистана - с октября по март. В более теплых районах еж впадает в спячку только при отсутствии корма, в противном случае сохраняет круглогодичную активность.

Врагами ушастого ежа являются: бродячие собаки, медведь, барсук, лисица, волк, хищные птицы (степной орел, филин, болотный лунь, коршун). В случае опасности в шар не сворачивается, а пригибая голову и старается уколоть противника иглами либо пытается убежать.

Продолжительность жизни ушастых ежей в неволе 3-6 лет (в среднем 3-4 года), в природе - несколько меньше.

Ушастый еж стойчив к перегреву, легко переносит высокие температуры. Он имеет отличный слух и обоняние, а вот зрение плохое.

Встреч со змеями избегает, но если встретит, то старается убить ее молниеносным укусом в затылок. Ушастый еж очень устойчив к змеиному яду.

Сезон размножения ушастых ежей в теплых странах приходится на июль-сентябрь, в России - на апрель. В это время можно сшать некоторое подобие пения: так самцы ушастых ежей привлекают самок. При встрече двух самцов происходит драка, в которой каждый самец старается уколоть противника в незащищенные ноги и уши. Встретив самку, самец пытается приблизиться к ней, но самка сначала не подпускает его к себе. Иногда дело доходит до небольших драк.

После спаривания самка прогоняет самца и спустя некоторое время начинает строить гнездо. Выводковая нора обычно бывает в длину до 95 см, в ширину 13 см и часто снабжена боковыми отнорками. Гнездовая камера как правило без всякой подстилки.

Длительность беременности - 35-42 дней. Самки в районах с холодным климатом рожают детенышей раз в год, в теплых районах - до двух раз.

Ежиха рожает 3-8 голых детенышей, которые покрываются мягкими иглами уже через два часа. В первые 5 часов после рождения длина иголок увеличивается в 4 раза, а через 2 недели ежата полностью покрыты колючим панцирем. Через 7-10 дней у ежат открываются глаза, через три неделю детеныши едят взрослую пищу. Лактация продолжается до 35 дней. В возрасте 50 дней ежата начинают самостоятельную жизнь. Половое созревание у самок наступает в 11-12 мес, у самцов - в 2 года.

Ушастый еж, поедая большое количество вредных насекомых, является полезным для человека зверьком. Но как прокормитель иксодовых клещей, являющихся переносчиками целого ряда опасных для человека инфекций, представляет для здоровья человека определенную угрозу. Вместе с тем, данный вид занесен в региональные Красные Книги: Урала, Челябинской обл. и Башкортостана.