Vulpes, Лисицы

Род: Vulpes = Лисицы

Vulpes Oken, 1816 = Лисицы

Род: Vulpes Oken, 1816 = Лисицы

Прочитать авторский очерк: Рыжая плутовка и очерки:Обыкновенная лисица: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]; [9]; [10]

Систематика рода Vulpes Oken, 1816 = Лисицы : Обзор видов

Vulpes Oken, 1816 = Лисицы

Размеры мелкие и средние. Длина тела 40—90 см. Длина хвоста до 60 см. Масса 2—14 кг. Туловище удлиненное, хвост очень длинный — всегда опускается ниже скакательного сустава и у стоящего животного достигает земли. Конечности относительно короткие, голова с вытянутой мордой. Уши относительно длинные с заостренной вершиной. На лапах пальцевые мозоли небольшие, пяточные мозоли неразвиты и покрыты шерстью.

Волосяной покров высокий, густой и мягкий или более редкий и грубый. В окраске его преобладают рыжие, желтоватые и буроватые тона, иногда с серебристо-белыми и черными отметинами. Хорошо выражен сезонный и географический диморфизм. В зимнее время в северных частях ареала мех более густой и высокий. «Фиалковая» железа хорошо развита. В году бывает 2 линьки. Сосков 4—6 пар.

Череп вытянутый, стройный, относительно низкий, с широко расставленными скуловыми дугами. Гребни на черепе развиты слабо или их нет вовсе. Надглазничные отростки большие, сверху слегка вогнутые, с острым краем. Межглазничная область уплощенная. Vulpes Oken, 1816 = Лисицы

У некоторых особей нижних коренных зубов может быть только 2. Резцы обычно не имеют дополнительных выступов. Клыки тонкие, но очень длинные и сильно изогнутые. Щечные зубы с очень острыми вершинами и ребрами.

Диплоидное число хромосом у лисицы 35—40, у песчаной лисицы 40; у бенгальской 60.

Распространены очень широко: вся Европа, вся Африка, кроме Мадагаскара, и большая часть Азии, на север до побережья Северного Ледовитого океана (кроме северной части Таймыра) и о-вов Колгуев, Южного из Новоземельских и Белого. На юг ареал идет до Тонкина, Юньнаня, Сычуаня, Ассама и Индии — до м. Коморина; охватывает Аравийский п-ов; на востоке до о-вов Карагинского, Св. Лаврентия, Курильских, Сахалина, Шантарских и Японских; в Северной Америке — на юг до Северной Мексики и Калифорнии и на север до северного побережья Лабрадора, Гудзонова залива и линии Честертон (на западном берегу Гудзонова залива)—Коппермайн (на Арктическом побережье).

Лисица населяет самые разнообразные ландшафты и все зоны и высотные пояса от туФотондры до пустыни и высокогорий. Сплошных равнинных лесных массивов избегает. Предпочитает селиться в открытых пространствах с разреженными лесами, перемежающимися полями, в лесо-степях и степях с балками и оврагами. Корсак и американский корсак встречаются в сухих степях и пустынях. Убежищем служат норы барсуков, сурков, песцов. Иногда выкапывают норы сами на возвышенных местах и по склонам оврагов. Собственные норы не отличаются большой сложностью. Участок обитания лисицы может изменяться в зависимости от географического местоположения, сезона и кормности года, обычно его площадь составляет несколько квадратных километров. В центральной зоне европейской части СССР диаметр такого участка равен 6—10 км.

Состав пищи лисицы сильно изменяется в зависимости от географического местоположения, по годам и сезонам. По характеру питания лисица всеядная. В СССР насчитывается до 300 видов животных и несколько десятков видов растений, которыми она питается. Основной объект пищи — мелкие грызуны, чаще всего серые и лесные полевки, в меньшей степени — различные птицы, особенно наземногнездящиеся. В летнее время систематически поедает насекомых и плоды. В зимнюю бескормицу питается падалью, отбросами, может нападать на домашнюю птицу и на довольно крупных млекопитающих, в частности молодых косуль. Корсак в отличие от других представителей рода нашей фауны в меньшей степени использует растительные корма. Он приспособился охотиться на различных млекопитающих до молодых сурков и зайцев включительно, но главным образом на мелких грызунов. В летнее время в больших количествах он поедает мелких птиц, пресмыкающихся и насекомых. У американского корсака пища на 64% состоит из мелких млекопитающих — кроликов, сусликов, хомяков; на 9,6 — из птиц, на 8,8 — из беспозвоночных, главным образом насекомых, и на 17,6% из растений. Фото

Корсак активен преимущественно в сумерках. Лисица встречается в любое время суток, но наиболее активна ранним утром и поздним вечером. Вне периода размножения лисица держится поодиночке. Течка происходит с января по март в зависимости от географического местоположения. Самка находится в охоте всего несколько дней. В период гона между самцами происходят сильные драки. Как правило, лисица моно-гам. Пара соединяется на один сезон. Длительность беременности — 49— 58 дней, чаще 52 дня. Детенышей в помете в среднем 4—6, максимум до 17. Корсак образует пару, по-видимому, на всю жизнь. Беременность около 60 дней. Число детенышей у него бывает от 2 до 16, но чаще 3—6. Американский корсак — моногам. Пара соединяется, по-видимому, на всю жизнь. Течка происходит с конца,декабря по начало февраля. Детеныши рождаются с марта по апрель. Детенышей в помете обычно 4—5. Продолжительность лактационного периода у лисицы 1,5 месяца. Глаза открываются у лисят на 13—15-й день. В этот же срок открываются ушные отверстия и прорезываются зубы на верхней челюсти. Около нор лисята остаются до 1,5—2-месячного возраста. К 6—7 месяцам они приобретают вид взрослого животного. В конце лета — начале осени лисята переходят к самостоятельной жизни. Половозрелость наступает примерно в годовалом возрасте. Длительность жизни в неволе до 15 лет. Врагами являются волк, рысь, росомаха, среди птиц — орлы и орланы.

Представители рода — важные промысловые пушные звери. В СССР добывается большое число лисиц и корсаков: с 1960 по 1970 г. лисиц заготовляли ежегодно 180,8—652,1 тыс., а корсака — 5,2—34,0 тыс. Лисица приносит определенную пользу сельскому хозяйству, уничтожая большое количество вредных грызунов. Некоторый вред может наносить лисица охотничьим хозяйствам, поедая промысловых птиц, зайцев, ондатр, молодняк копытных. Однако это ее отрицательное значение, по-видимому, часто преувеличивается.