Антилопы нильгау

Вид: Boselaphus tragocamelus = Нильгау

Вид: Boselaphus tragocamelus Pallas = (Антилопа-) нильгау

В роде единственный вид: нильгау — В. tragocamelus Pallas, 1766.

Boselaphus tragocamelus Pallas = (Антилопа-) нильгау

Размеры средние. Длина тела 180—200 см, длина хвоста 40—55 см, высота в холке 120—150 см. Масса 100—200 кг. Самцы крупнее самок. Передняя часть тела значительно массивнее задней. Линия спины полого спускается от загривка к крестцу (у самцов более круто, чем у самок). Шея короткая и у самцов более толстая, чем у самок. Конечности высокие, тонкие. Голова у самок удлиненная и узкая, у самцов более короткая. Ее верхний профиль прямой. На конце морды имеется широкий участок голой кожи. Глаза большие. Уши сравнительно короткие, ланцетовидно-заостренной формы. Хвост с кистью волос на конце. Рога имеются только у самцов, короткие и толстые, концы их слабо загнуты вверх и внутрь. Форма поперечника рогов в основании треугольная (один из углов треугольника направлен вперед), а в верхней части— округл ая. Окраска рогов черная. Средние копыта узкие и заостренные; боковые копыта короткие, широкие и уплощенные. Окраска копыт бурая или черная.

Волосяной покров низкий, гладкий. От затылка до холки идет грива длиной 5—10 см. Спереди посредине шеи на горле имеются удлиненные волосы. Спина голубовато-серая у самцов и серо-рыжая у самок. Передние отделы конечностей с продольными темными полосами. Брюхо серо-белое. Спинка носа, затылок, грива на загривке, кольца на проксимальных отделах ног темно-бурые. Грива на шее бело-серая или беловато-бурая. Губы, подбородок, горловое пятно, два щечных пятна под глазами, вершины ушей, паха, кольцевидные полосы в нижних отделах ног и два овальных пятна около копыт белые. Имеются небольшие предглаз-ничные железы и железистое поле между боковыми копытами задних конечностей. Межпальцевых и паховых желез нет. Сосков 2 пары.

Boselaphus tragocamelus Pallas = (Антилопа-) нильгау

Череп удлиненный с прямым верхним профилем. Мозговой отдел составляет в длину примерно половину лицевой части черепа. Его зароговая часть уплощена, теменные гребни сильно развиты. Носовые кости длинные и узкие. Глазница большая с выдающимся в стороны нижним и задним краем. На слезной кости нет ямки предглазничной железы. Этмоидальные отверстия очень малы или отсутствуют. Костные слуховые барабаны большие.

Щечные зубы большие с высокими коронками. Диплоидное число хромосом 46.

Ареал охватывает Западную Индию к югу от Гималаев.

Обитает в открытых равнинных или холмистых местностях, поросших кустарником, отдельными деревьями или рощами. Активна в основном утром и вечером. Встречаются обычно небольшими группами, состоящими из самок с молодыми. Взрослые самцы держатся поодиночке или объединяются в маленькие группы. Изредка попадаются небольшие стада в 15—20 голов. Питается в основном листьями и побегами кустарников и деревьев, а также травянистыми растениями. На юге ареала размножение не приурочено к определенному времени года, а на севере гон приходится в основном на март — апрель. Самцы в это время сражаются между собой. Продолжительность беременности около 8 месяцев. Самка приносит одного, чаще двух детенышей. Половозрелость наступает примерно в 1,5 года. Длительность жизни 12—15 лет, в неволе 21 год.

Основные враги — тигр и леопард.

В Индии нильгау считают близкими родичами коровы и священными животными, поэтому на значительной части ареала этих антилоп не убивали, и, тем не менее, их численность снизилась. Вид интродуцирован в США на юге Техаса и в Южную Америку. За нильгау охотятся редко, так как в качестве охотничьего трофея она не представляет интереса, а мясо ее невкусно.