Канна. Антилопа канна. Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

Вид: Tragelaphus (Taurotragus) oryx = Канна

Вид: Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

Канну, или эланда, прежде рассматривали как один из видов Tragelaphus, но в настоящее время этих антилоп обычно выделяют в самостоятельный род Taurotragus с двумя видами: обыкновенной (Taurotragus oryx) и гигантской, или западной, канной (T. derbianus). Первый из них встречается, как правило, на открытых равнинах или в редколесной саванне; он широко распространен в Центральной Африке, доходя на севере до Эфиопии, а на юге до ЮАР. Гигантская канна когда-то встречалась от Сенегала до южной части Судана , но на большей части Западной Африки истреблена; сохранились лишь небольшие разобщенные популяции в Сенегале.

Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

Шкура у обыкновенной канны серовато-палевая, иногда со слабо выраженными белыми поперечными полосами на боках; гигантская канна более рыжеватая с 14 белыми полосами на боках; оба вида с возрастом темнеют, приобретая голубовато-серую окраску. У обоих видов на шее короткая черная грива, на лбу буроватый или черный хохол, а под шеей толстая складка кожи – подгрудок (у гигантской канны она доходит до подбородка). Взрослые самцы при ходьбе производят щелкающие звуки, которые в тихие ночи слышны за сотни метров. Прежде считалось, что их издают, ударяясь друг о друга, копыта, но более вероятная причина – скольжение сухожилий по суставам запястья (т.е. там, где у полорогих «колени»).

Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

КАННА (Taurotragus oryx) - это самая крупная из африканских антилоп: масса взрослых самцов достигает иногда 1 т, а высота в холке —160—180 см. Рога канны, хотя и прямые, в нижней трети скручены подобно штопору со спиральными ребрами и достигают длины более 1 м. У самок рога короче и слабее. Сложение тяжелое, массивное, на горле у животных, особенно у самцов, толстая складка кожи — подгрудок. Окраска весьма изменчива, и исследователи прежних лет на основе этого признака выделяли даже несколько видов канн, которые, однако, сейчас рассматриваются как подвиды. В целом в окраске преобладает бледно- или темно-рыжий цвет. Белые поперечные полосы, характерные для всех винторогих антилоп, у некоторых подвидов ярки и заметны, тогда как у других отсутствуют вовсе.

Канна населяет засушливые районы Африки к югу от Сахары, но во влажные тропические леса Западной Африки и бассейна Конго она не проникает. Излюбленные местообитания канны — редкостойные леса, саванны и равнины, поросшие кустарником. Животные, населяющие леса, крупнее и окрашены интенсивнее; канны из саванн мельче и бледнее. Несмотря на ожесточенное преследование человеком, канны до сих пор сохранили относительно высокую численность.

Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

Обычно они держатся группами по 8— 10 животных, но иногда, особенно во время миграций, образуют сотенные стада. Миграции канн начинаются с наступлением засушливого периода, когда основная масса канн переходит в окрестности речных долин. Во влажные сезоны года они предпочитают холмистые районы и часто пасутся на местах бывших степных пожаров, покрывающихся в это время свежей зеленой травой. Когда нет свежей травы, канны переходят на пи тание листвой кустарников, охотно поедают плоды многих диких растений, в том числе дикие дыни. Чтобы достать верхние ветви, животные часто пригибают небольшие деревца рогами. Канны подолгу могут обходиться без воды, но, когда водопои есть, они регулярно их посещают.

Канны в саванне очень осторожны и человека не подпускают ближе 500 м. Такая большая по сравнению с другими антилопами пугливость объясняется постоянным преследованием со стороны масаев — племени, которое занимается скотоводством и почти не охотится. Исключение масаи делают только для буйвола и канны, считая их близкими родичами домашнего скота, и высоко ценят их мясо. Канны, обитающие в лесных районах, вообще на глаза человеку попадают нечасто. Потревоженное стадо канн уходит тяжелой рысью, лишь в крайних случаях переходя на галоп. На бегу животные иногда делают огромные прыжки вверх-вперед или даже перепрыгивают друг через друга. Назначение таких прыжков неясно, так как канны прыгают и на совершенно открытом месте, и, стало быть, разведывательная роль их отпадает. Бегущая канна издает сухой щелкающий звук копытами, подобно северным оленям. Самцы канны маркируют границы участков очень своеобразным путем, не в стречающимся у других антилоп. На лбу и между рогами у них есть густой хохол из жестких волос, который животное, бодая землю, сильно пачкает грязью, илом и собственной мочой. После этого канна трется лбом о стволы деревьев и кустарник, оставляя, как кистью, грязевые пахучие метки.

Поединки между самцами канн за главенство в стаде довольно часты. Обычно поединку предшествует ритуал запугивания, когда один из соперников принимает позу угрозы, т. е. становится боком к врагу, подставляя могучее плечо и слегка отвернув высоко поднятую голову. Если противник не оставляет агрессивных намерений, соперники медленно сближаются и осторожно соприкасаются концами рогов. Это последнее предупреждение: если по соприкосновению животное чувствует, что мускулы врага напряжены, рога оказывают твердое сопротивление, значит, вызов принят и бой неизбежен. Животные, сцепившись основаниями рогов и упершись лбами, стараются всей тяжестью тела пригнуть голову противника к земле. Как правило, удары рогами по корпусу не наносятся.

Tragelaphus (Taurotragus) oryx Pallas = (Антилопа) канна

Церемониал, предшествующий спариванию, несложен. Обычно самец преследует самку, прижимая голову к ее боку или положив голову и шею самке на спину. Беременность у канн длится 8,5—9 месяцев, самка рождает одного теленка. Роды чаще приурочены к началу дождливого периода. Голос канны — низкое хрюканье, но слышать его приходится редко. Телята издают негромкое мычание.

Помимо человека, взрослым каннам может угрожать только лев. Однако молодые животные часто становятся жертвой леопардов, гепардов и гиеновых собак. Известны случаи, когда стадо самок канн в «сомкнутом строю» прогоняло гепардов. Пасущиеся канны часто объединяются с зебрами, вместе с которыми совершают даже миграции.

В конце 19 в. делались неоднократные попытки одомашнить канну: в условиях жаркого засушливого климата, не подходящих для большинства пород домашнего скота, это животное дает до 4 л очень жирного молока в сутки, а также хорошее мясо. Работы велись не только в Африке, но и в России, где стадо просуществовало до начала 20 в., Англии, Франции, США и Бразилии.

Сейчас в ряде стран Восточной и Южной Африки фермеры содержат канн в больших огороженных загонах, получая главным образом мясную продукцию. Только в Трансваале насчитывается около 2 тысяч таких ферм. Однако ввиду некоторых особенностей биологии канны, например проблем, связанных с ее сезонными миграциями, и появления новых пород скота, приспособленных к таким же, как она, условиям среды, эти попытки были оставлены.

Наибольший успех в доместикации канны был в Аскании-Нова на Украине. Канны в Асканию-Нова были ввезены в 1892 г., и стадо их неоднократно пополнялось впоследствии. Здесь ученые не только получили вполне продуктивное поголовье, дающее молоко, но, что не менее важно, разработали методику содержания, кормления, размножения и выращивания молодняка канн в неволе. Сейчас асканийское стадо канн — вполне одомашненные животные, каждое из которых занесено в племенную книгу. Молоко канн отличается прекрасным вкусом, высокой жирностью (от 8 до 14%) и калорийностью. Кроме того, ему присущи некоторые целебные свойства.