белый аравийский орикс.Саблерогий (сахарский) орикс. Oryx Blainville, 1816 = Ориксы, сернобыки

Род: Oryx = Ориксы, сернобыки

Читать: Род Ориксы

Ориксы Риядского зоопарка

Небольшая размножающаяся группа белых аравийских ориксов (до 10 животных) живет сейчас в Эр-Риядском зоопарке. В 1989–1995 гг. были приобретены три белых орикса, от которых за период с декабря 1994 г. по май 2000 г. родилось семь телят. В настоящее время получен и приплод третьей генерации. В дальнейшем в Риядском зоопарке планируется содержать не более двух взрослых самцов и трех-четырех самок, а остальных животных передавать в другие питомники страны. Это позволит включиться в общее дело по сохранению вида и восстановлению его природных популяций.

Из различных литературных источников известно, что сроки беременности у ориксов могут колебаться от 240 до 300 дней. Две самки, которые содержались в зоопарке, приносили телят – одна через 277 и 254 дня, а другая – через 286 и 240 дней. Правда, в последнем случае детеныш родился маленьким и слабым, не мог вставать на ноги и, несмотря на все предпринятые для его спасения меры, через три дня погиб. Однако в целом месячная разница в продолжительности беременности даже у одного животного вполне возможна. Варьирование сроков эмбрионального развития (а возможно, и наличие эмбриональной диапаузы) вполне может быть адаптацией к засушливому климату Аравийского полуострова.

Интересная особенность в поведении аравийских ориксов, отличающая их от других видов этих антилоп, – выраженная агрессивность взрослых самцов по отношению к человеку. В связи с этим в Риядском зоопарке три взрослых самца изолированно содержатся во внутренних помещениях и выпускаются в наружную вольеру лишь во время брачного периода (выборочно, с учетом степени родства самца и самки готовой к спариванию). Чтобы в это время произвести уборку вольеры и дать животным корм, самца каждый раз приходится вновь изолировать. Сделать это несложно – достаточно одному из сотрудников показаться в нужном месте, и самец незамедлительно направляется туда с явно агрессивными намерениями. Приходилось наблюдать, как, увидя человека в своей вольере, самец срывался с места и буквально «не разбирая дороги» мчался к нему и сходу атаковал дверь, где скрывался сотрудник.

Конечно, такое поведение животных затрудняет содержание большого их числа в условиях ограниченных площадей зоопарка. Да и пребывание самцов большую часть года в закрытом помещении, без прямого солнечного облучения, не является для них оптимальным. Но это вынужденная мера. В питомнике исследовательского центра Короля Халида в Туммаме по этим причинам вообще отказались содержать взрослых самцов и предпочитают проводить искусственное осеменение самок.

В то же время на больших территориях самцы, держась со стадом, как правило, не нападают на людей. Это мы наблюдали в частном питомнике д-ра Джаммаза, расположенном в 120 км от Эр-Рияда – вблизи г. Аль-Харджа, где количество белых ориксов уже значительно превышает сотню. Огороженная территория питомника – с оврагами, прозрачными рощицами зонтичных акаций и невысокими скалистыми холмами – по площади равна приблизительно 50 км2, то есть условия содержания там близки к природным. Здесь же, совместно с ориксами, держат несколько видов газелей и горных копытных.

Саблерогий (сахарский) орикс – еще один редкий в природе вид, который в ближайшее время может оказаться под угрозой исчезновения. Общая численность животных 15–20 лет назад не превышала 10 тыс., а в настоящее время она значительно меньше – в результате браконьерства, а также конкуренции с домашним скотом.

Саблерогий орикс крупнее белого – самцы в холке достигают высоты 120 см. Концы рогов у этого вида немного загнуты назад и по своей форме сходны с турецкими саблями – отсюда и название животного. Окраска шерсти саблерого орикса светло-палевая, почти белая, с каштановым оттенком на морде, шее и верхних частях конечностей.

В 1986–1987 гг. Риядский зоопарк приобрел 3 самцов и 4 самок этого вида. В дальнейшем в зоопарке родилось 40 телят, из которых возраста более года достигли 30. В настоящее время здесь содержатся 6 самцов и 8 самок, включая трех телят последнего приплода.

Содержать саблерогих ориксов проще, чем аравийских. Все животные находятся вместе в наружной вольере – включая и нескольких самцов, между которыми устанавливается жесткая иерархия. Правда, в период течки у одной из самок наблюдали схватки между самцами, которые порой приводили к серьезным травмам. Интересен сам способ турнирного боя – самцы становятся на колени передних ног и стараются нанести удар по спине противника рогами сверху – запрокидывая голову назад. У взрослых самцов спина испещрена зажившими рубцами. Однажды в спине одного из отсаженных ориксов мы обнаружили обломок рога его противника длиной 4 см.

Спаривание ориксов происходит в течение первых двух недель после родов, обычно с третьего дня, когда доминантный самец начинает проявлять интерес к самке, выделяющей соответствующие феромоны. Оба животных становятся боком друг к другу – голова к хвосту партнера и совершают круговые движения, подобно танцевальной паре. Такие «танцы» могут длиться несколько дней. Когда самка приходит в состояние эструса, она позволяет самцу зайти к ней сзади и самец трогает ее задние ноги своей передней, проверяя ее готовность. Спаривание длится 10–15 с и повторяется по нескольку раз в день.

По нашим наблюдениям (10 случаев), средняя продолжительность беременности у саблерогого орикса в зоопарке – 268 дней, минимальная – 242, а максимальная – 293 дня. Промежутки между родами варьируют от 256–259 до более чем 515 дней. Наименьший возраст самки при первом ее спаривании мы определили как 1 год и 6 месяцев.

Бейза– один из подвидов третьего вида рода – обыкновенного орикса. Внешне бейзы сходны с другими ориксами, но имеют темную окраску тела. Основной ее тон – серо-бурый с желтоватым оттенком. Пятна и полосы на морде и на боках тела, спине, а также на предплечьях – черные. Нижние части конечностей и брюхо животных светлые, почти белые. В отличие от белого и саблерогого ориксов, бейзы живут в более увлажненных местообитаниях.

Численность бейз в природе повсеместно сократилась. Некоторое время назад в Риядском зоопарке содержалось несколько размножавшихся особей этой формы, но потом их заменили на гемсбоков.

Гемсбок, или южно-африканский орикс. Внешне гемсбок очень похож на бейзу, но общий окрас тела чисто-серый, без буро-желтых тонов. Кроме этого, все темные участки тела шире, чем у бейзы и имеют более интенсивный контрастный окрас. Рога гемсбоков почти прямые (у бейз слегка загнуты назад), шея, особенно у самцов, очень мощная. Да и в целом их экстерьер более «массивен».

Обитает гемсбок в пустынях Намиб и Калахари, предпочитая селиться в кустарниково-акациевых их частях, где можно найти достаточно корма.

В Риядском зоопарке гемсбоки содержатся в двух группах – первая (1 самец с 4 самками) – в открытой вольере зоопарка, а вторая (1 самец и 2 самки) – в отдельной вольере в муниципальном парке Эр-Рияда (филиал зоопарка). Животные неплохо размножаются, и к настоящему времени, как и у аравийских и саблерогих ориксов, уже получены потомки третьей генерации..