Rupicapra rupicapra Linnaeus = Серна

Вид: Rupicapra rupicapra = Серна

Вид: Rupicapra rupicapra Linnaeus = Серна

В роде единственный вид: серна — R. rupicapra Linnaeus, 1758.

Размеры мелкие. Длина тела 125—135 см, длина хвоста 5—8 см, высота в плечах 70—80 см, масса самцов 30—50 кг, а самок —25—42 кг. Телосложение плотное, но стройное. Туловище укороченное, ноги высокие, но относительно толстые. Шея тонкая и длинная. Голова небольшая с маленькой вертикальной полоской голой кожи на верхней губе. Ноздри щелевидные, направлены вперед. Уши удлиненные. Хвост короткий с безволосой нижней поверхностью. Средние копыта большие, но узкие. Боковые копыта сильно развиты. Своеобразные по форме рога имеют и самцы, и самки (у последних они меньших размеров). Рога отходят от головы вертикально вверх, а их верш Фотоины загнуты крючком назад и вниз. Поверхность рогов гладкая. Форма поперечного сечения округлая. Летом окраска волосяного покрова шеи и спины ржаво-желтая или ж елтая, отграниченная от боков широкой черно-бурой или серо-бурой полосой. Грудь темно-бурая. Голова значительно светлее туловища, нa морде от основания уха через глаз к углу рта тянется темно-бурая полоса. Ноги темные; задние светлее передних, Околохвостового «зеркала» и «бороды» на морде нет. Зимний черно-бурый мех серн значительно темнее летнего. Имеется зароговая кожная специфическая железа (по-видимому, функционирует в период размножения) и межпальцевые железы. Предглазничные, паховые и запястные железы отсутствуют. Сосков 2 пары.

Кости черепа слабо пневматизированы. Края орбит трубкообразные. Слезная ко Фото сть без ямки для предглазничной железы. Этмоидальные отверстия узкие, с возрастом обычно исчезающие. Костные слуховые барабаны маленькие. Диплоидное число хромосом 58.

Распространена в горах Центральной и Южной Европы от Пиренеев до Балкан и Карпат, Малой Азии и Кавказа; в СССР на Главном Кавказском хребте и в горах Малого Кавказа.

Обитает в горах обычно у верхней границы леса, там, где имеются крутые скалистые участки. Питается различными травянистыми растениями, в первую очередь злаками и разнотравьем. Зимой в состав кормов входят злаки, листья, побеги и ветви кустарников. Суточный ритм выражен не очень четко, хотя летом наиболее активна утром и вечером. Держатся обычно смешанными стадами. Гон в разных областях происходит с середины октября до начала января с разгаром в ноябре. В период гона с одним самцом держится несколько самок, иногда же встречается 2—3 взрослых самца и 5—6 самок. Длительность беременности 160— 190 дней. Самки рождают одного, реже двух и очень редко трех детенышей с конца апреля по начало июня. На 2-й или 3-й день после рождения детеныш следует за своей матерью. Лактация длится около 6 месяцев. Половозрелости самки достигают в 1,5—2,5, а самцы в 2,5—3,5 года. Продолжительность жизни до 12—20 лет.

Основные враги — волк и рысь.

Серна служит объектом главным образом спортивной охоты.

Серна, или черный козел ::::: Перейти на страницу "Мир млекопитающих"

Серна - стройное легкое животное с тонкой шеей, небольшой головкой и крепкими ногами. Хвост короткий, уши длинные, глаза большие, выпуклые. Длина тела - 125-135 см, высота в холке - 70-80 см, вес - 30-50 кг. Окраска летом рыжая, зимой черно-бурая с более темной полосой по спине.

Рога свойственны как самцам, так и самкам, причем рога самок меньше, чем у самцов, поэтому большой трофейной ценности не представляют. Строение рогов чрезвычайно своеобразно. На черепе они стоят вертикально, от основания к концам расходятся постепенно, иногда идут почти параллельно друг другу. Концы рогов круто (крючкообразно) загнуты назад и вниз, чего не бывает ни у какого другого копытного нашей страны. Поверхность рогов без каких-либо морщин или кольцевых валиков, гладкая, как полированная, и лишь у самого основания имеет слабую кольцевую морщинистость, причем количество колец соответствует возрасту животного.

Цвет рогов черный. Длина превышает 30 см.

Серна населяет горные районы Центральной и Южной Европы от Пиренеев до Балкан и Карпат, далее Малую Азию. В нашей стране распространена на Кавказе и в западном Закавказье.

Серна образует восемь-девять подвидов, из которых в пределах нашей страны обитает один - кавказский подвид. Вертикальные границы ее распространения очень широки: от 400 до 4000 м над уровнем моря. Летом она встречается преимущественно в поясе альпийских и субальпийских лугов и в верхней трети лесного пояса гор. Испытывает явное тяготение к крутым скалистым склонам, где укрывается от преследователей. Там, где человек мало тревожит серну, она пасется на открытых альпийских пастбищах с довольно пологими склонами.

Летом серны питаются травой, тонкими ветвями деревьев и кустарников, осенью собирают желуди и каштаны, зимой довольствуется ветками различных кустарников, поедают хвою и злаки.

У серн хорошо развиты обоняние, зрение, слух, они хорошо плавают, но не приспособлены к продолжительному бегу. Большую часть года держатся стадами, к весне стада обычно распадаются.

Гон наступает в ноябре - декабре. Во время гона самцы часто кричат, издавая глухие звуки, гоняются друг за другом, гаремы собирают из двух- шести самок. Беременность длится 160- 170 дней. Молодняк рождается в мае-июне. Чаще всего самка приносит одного козленка, на второй день малыш следует за матерью.

Первые рожки появляются на четвертом-пятом месяце жизни, на втором году они начинают загибаться. Самки половозрелы на втором году жизни. Продолжительность жизни - 10 лет, иногда - 15-18. Охота на серн трудна и требует от охотника большого умения и выносливости. На Кавказе охота на серну почти повсеместно запрещена. http://www.outdoors.ru/hunter/animal1.php