Тамарисковая песчанка. Meriones tamariscinus = Тамарисковая песчанка

Семейство:Cricetidae Rochebrune, 1883 = Хомяковые, хомяки

Род:Meriones Illiger, 1811 = Малые песчанки

Вид:Meriones tamariscinus (Pallаs, 1773) = Тамарисковая песчанка

Meriones tamariscinus (Pallаs, 1773) = Тамарисковая песчанка

Читать дополнительно: Содержание и разведение малых песчанок

Читать: Meriones tamariscinus = Тамарисковая песчанка

Фото Тамарисковая песчанка = Meriones tamariscinus (Pallаs, 1773)

Крупная, ярко окрашенная песчанка. Длина тела 140-175 мм, длина хвоста 125-160 мм, вес тела 100-130 г. Окраска верха тела яркая, тусклые песочные тона практически не выражены. Общий цветовой тон спины варьирует от буровато-светло-шоколадного или охристо-рыжеватого до светло-рыжеватого. Бока светлее спины, иногда ярко рыжие, обычно без белесого оттенка. Проксимальные отделы конечностей снаружи одного цвета с боками тела или заметно светлее, иногда почти белые. Верх головы обычно с довольно ярким рыжеватым оттенком. Нижняя часть полей усов и передняя часть щек обычно чисто белая, средняя и задняя части щек, охристо- или буровато-белесые. Из белых головных пятен обычно четко выражено надглазничное и едва намечено или отсутствует заушное. Вентральная поверхность тела чисто-белая, граница между окраской низа и верха резкая. Хвост обычно несколько короче тела, слабо (для рода) опушен, отчетливо двухцветный - сверху одного цвета со спиной снизу белесый. Нижняя поверхность ступней также двуцветная: в пяточной области, а иногда также в основаниях пальце волосы бурые, прочая поверхность белая.

Основная часть обширного ареала приурочена к территории бывшего СССР. Распространение связано с озерными котловинами и долинами рек, поэтому граница ареала извилиста и изрезана. Ареал простирается от западного Прикаспия до окраин Монголии; на юг до Тянь-Шаня. По притокам Амударьи и Сырдарьи проникает языками в горы Киргизии и Таджикистана. В России встречается в Нижнем Поволжье, Калмыкии и Дагестане.

Один из наиболее влаголюбивых видов среди песчанок, тяготеющий к относительно мезофильным местообитаниям с сочной растительностью. Поселения приурочены к участкам с уплотненными песчано-глинистыми почвами с зарослями кустарников, сочных солянок, высокотравья. Избегает незакрепленных и полузакрепленных песков с редкой растительность, что ограничивает расширение ее ареала на юг, а также равнинных суглинистых участков, занятых полынями.

Высокая избирательность местообитаний определяет особенности распространение вида во многих частях ареала. Исторически поселения связаны с местами древних водотоков или морских песчаных отложений; в настоящие пустыни проникает по долинам рек, берегам озер и культурным ландшафтам.

Активность ночная, но в холодные сезоны - в сумерках и даже днем. Общая длительность суточного периода активности - от 4 до 7-8 ч. По характеру питания один из наиболее зеленоядных видов среди песчанок - сочные зеленые корма доминируют в рационе на протяжении большей части года. Спектр потребляемых кормов широк: наряду с вегетативными частями растений, зверьки употребляют семена, цветы, плоды, корневища, клубни, ягоды, иногда грызут кору. Насекомых поедают в небольшом количестве, но довольно часто.

Несмотря на широкий спектр потребляемых кормов тамарисковые песчанки отличаются высокой избирательностью кормовых объектов: они выбирают наиболее калорийные и, в то же время, содержащие достаточное количество влаги части растений.

На зиму запасают корм, особенно в северной пустыне; запасы размещаются просто в ходах и тупиках норы на глубине 10-85 см, иногда в специальных камерах. Запасы состоят преимущественно из вегетативных частей растений обычно с плодоносящими соцветиями; обычно их бывает по несколько порций в одной норе. Общий вес запасов в группе нор одного зверька от 0,4 до 5 кг (обычно 1-3).

Норы обычно приурочены к неровностям рельефа и располагаются под кустами, на склонах бугров, но могут находиться и на ровных участках. Они, как правило, просты по устройству: 3-5 входов, единичные разветвления и тупички, общая длина ходов чаще 4-5 м, редко до 20 м. В большинстве нор, даже используемых для длительного отдыха, отсутствует гнездовая камера и подстилка. Глубина весенне-летних нор колеблется от 10 до 80 см; зимние гнезда располагаются на глубине от 80 до 420 см. Системы нескольких соседних нор с несколькими десятками входов образуют своеобразные "городки.

Средняя продолжительность жизни составляет 7-8 мес, максимально установленная продолжительность жизни в природе равняется 5 годам.

В типичных биотопах зверьки активны преимущественно под кустами и в высокотравье; на открытые места выходят лишь при перебежках; в течение суток один зверек использует для отдыха до 3 убежищ.

Взрослые зверьки ведут одиночный образ жизни, проявлением колониальности можно считать лишь сосредоточение нор на отдельных участках, но и тогда норы используются индивидуально. В насыщенных местообитаниях лишь незначительная часть молодых самок вступает в размножение в год своего рождения: присутствие перезимовавших самок подавляет их репродуктивные функции. Молодые самцы вступают в размножение в год своего рождения лишь в исключительных случаях. В отличие от самок большинство молодых самцов расселяется за пределы поселения, но лишь на следующий год после рождения при вступлении в размножение.

В индивидуальном поведении и при социальных взаимодействиях тамарисковых песчанок отмечены все элементы, характерные в целом для песчанок, кроме того в природе описаны не известные для других видов песчанок вокализация при спаривании, а в маркировочном поведении весьма обычны редкие у других песчанок маркирования углами рта.

На севере ареала размножение начинается в конце февраля - начале марта. Первые беременные самки встречаются в марте - начале апреля, в конце апреля некоторые зверьки имеют второй выводок. Период массовой беременности приурочен к концу апреля - июню. В более южных районах размножение начинается в январе-феврале. Перезимовавшие самки обычно приносят до двух пометов, сеголетки - только один, хотя могут вступать в размножение уже в середине июля в возрасте примерно 2 мес. Число эмбрионов на самку колеблется от 1 до 10, в среднем - от 4 до 6; Длительность беременности - 24 дня. Развитие замедленное, молочное кормление прекращается в возрасте 40-45 дней против 20-25 дней у остальных песчанок.