Североафриканская песчанка. Короткохвостые [карликовые гололапые] песчанки. Род: Dipodillus Lataste, 1881 = Короткохвостые [карликовые гололапые] песчанки. Dipodillus campestris Levaillant, 1857 = Североафриканская песчанка

Североафриканская песчанка

Семейство: Cricetidae Rochebrune, 1883 = Хомяковые, хомяки

Род: Dipodillus Lataste, 1881 = Короткохвостые [карликовые гололапые] песчанки

Вид: Dipodillus campestris Levaillant, 1857 = Североафриканская песчанка

Вид: Dipodillus campestris = Североафриканская песчанка

Распространение и образ жизни в природе.

Ареал охватывает всю Северную Африку - от долины Нила до Марокко, на юг - до южной границы Сахары (север Эфиопии, Судан, Чад, Нигер, Мали, Мавритания).

Во всех районах предпочитает селиться в каменистых биотопах - россыпях камней, скальных выходах, известняковых обрывах, ущельях и вдоль каменистых вадей. В местах, занятых сплошными песчаными массивами, не встречается. Североафриканская песчанка обычна в оазисах, где поселяется в развалинах, в щелях каменных и глинобитных стенок, иногда - в домах.

Активность ночная. Питается преимущественно семенами, а также зеленью и в сравнительно большом количестве различными насекомыми.

Данные по пространственно-этологической структуре природных поселений отсутствуют. Индивидуальные участки, видимо, большие по площади. Встречаются сложные норы с большим числом отверстий и длинными подземными ходами, что может свидетельствовать о их многолетнем использовании.

Размножение происходит в течение всего года, но наиболее интенсивно - с декабря по май (в Египте) или с ноября по апрель (прибрежные районы Северной Африки). В глубине материка размножение приурочено к концу сезона дождей, примерно к августу - сентябрю. Длительность беременности - 28 суток.

Особенности содержания.

Североафриканских песчанок легко содержать в неволе. Количество сочных кормов в рационе может быть незначительным, так как основу питания составляют зерновые корма. Хорошо поедают корма животного происхождения, с удовольствием охотятся на живых насекомых. Зверьки очень подвижны, прекрасно лазают по всевозможным корягам и вертикальным поверхностям. При содержании в недекорированных маленьких клетках на избыточном рационе часто жиреют, особенно самцы.

Североафриканские песчанки относится к легковозбудимым видам, поэтому в каждой клетке обязательно должны быть убежища и все манипуляции с животными необходимо проводить со страховкой ("рукавом"). Небольшие размеры зверьков позволяют им легко убегать в минимальную щель; сбежавшие животные ловятся плохо.

Содержание одиночное, парами или в группах. Подсадки сбежавших из группы зверьков происходят практически без агрессии. При содержании в группах может наблюдаться слабо выраженная агрессия в периоды рецептивности самок, в основном со стороны самца - основателя на подросших самцов. Обнаружить агрессию достаточно сложно, так как для североафриканских песчанок характерна ночная активность. Покусы могут быть малозаметны, и зверьки гибнут скорее не от них, а от вызванного агрессией стресса. Между самками агрессия практически никогда не наблюдалась.

Основная причина снижения численности - побеги, во время которых зверьки нередко гибнут, и агрессия в группах.

Размножение.

В неволе размножаются легко. Блок близкородственного размножения отсутствует - вся наша лабораторная популяция этого вида происходит от 3-х особей (2 самцов и 1 самки). Однако в результате длительного инбридинга у некоторых песчанок наблюдаются незначительные врожденные морфологические дефекты - срастание пальцев на задних лапах либо удлинение фаланг пальцев.

Стимуляция размножения: на начальных этапах работы с этим видом зверьки размножались только при подогреве места расположения гнездового домика до температуры около 25оС. В дальнейшем необходимость в этом отпала и сейчас для размножения североафриканских песчанок стимуляции не требуется.

Сезонность размножения хорошо выражена, в течение года наблюдаются два отчетливых пика появления выводков - с марта по май и в июле - августе. В течение зимних месяцев полного прекращения размножения не происходит.

Формирование пар у этого вида осуществлялось путем ссаживания половых партнеров на нейтральной территории с двумя домиками без предварительного знакомства. Поскольку между партнерами возможна агрессия, за зверьками необходимо некоторое время понаблюдать. Применяемые в этом случае меры по снижению агрессивности атакующего партнера дают хороший результат - вероятность смерти от агрессии во время формирования пары у североафриканских песчанок минимальна и составляет 1,75% (рис. 8).

Вероятность размножения пары в течение первого года средняя - 55,6%, не размножаются 15,6% пар. До появления первого выводка проходит от 23 до 552 дней, однако половина сформированных пар начинает размножение в течение 63 дней, n=26.

Выводки у североафриканских песчанок самые маленькие в рассматриваемой группе видов, в среднем 2,14±0,12 детенышей, максимум - до 5. Выводки могут следовать один за другим практически без перерыва, однако большинство самок не приносит больше 3-х пометов подряд. Интервалы между последующими выводками наибольшие по сравнению с другими песчанками, медиальное значение составляет 73 дня, минимальное - 20 дней (n=51). В группе могут одновременно размножаться две самки. Самцов от самок не отделяют, поскольку их присутствие не влияет на выживаемость детенышей.

В отличие от размера выводка, выживаемость детенышей до месячного возраста у североафриканских песчанок одна из самых высоких и составляет 85,5%. Однако, если выводки следуют один за другим, недостаток кальция в организме матери может приводить к травмированию ею детенышей более ранних выводков - самки отгрызают у них хвосты, изредка - ноги. Соотношение полов детенышей в месячном возрасте практически равное. Корреляции между размером выводка и долей выживших детенышей не прослеживается.

Детенышей можно отсаживать от родителей с возраста 1,5-2 мес, когда они достигают размеров (но не веса) взрослых животных. Молодых зверьков можно содержать единой группой или сразу формировать пары. При одиночном содержании в небольших клетках североафриканские песчанки становятся малоподвижными и быстро жиреют.

Самки североафриканских песчанок способны приносить детенышей с 4-х месячного возраста (116 дней) до самой смерти. Наибольший возраст самки при рождении выводка составил 48 мес, максимальная продолжительность жизни - 50 мес. Медиальное значение возраста самок при рождении выводка составляет 13,5 мес, т.е. половина выводков приходится на долю самок первого года жизни. В течение жизни одна самка может принести до 9 пометов. Самцы также сохраняют репродуктивные возможности до глубокой старости; нами зафиксировано размножение самца в возрасте 4,5 лет.

Репродуктивные показатели самок с возрастом практически не снижаются, за исключением увеличения интервалов между выводками, которые имеют недостоверную, но высокую корреляцию с возрастом самки на момент родов.

Продолжительность жизни и причины падежа.

Наибольший падеж североафриканских песчанок наблюдается в осенне-зимние месяцы, с сентября по февраль. В течение первого года жизни падеж неравномерен и максимален с пятого по седьмой, на десятый и двенадцатый месяцы. К концу первого года погибает почти половина (48,5%) зверьков, а до 3-х летнего возраста доживают единичные экземпляры.

Несмотря на то, что средняя продолжительность жизни североафриканских песчанок невысока: 15,2±1,50 мес для самок и 17,4±2,84 мес для самцов; зверьки этого вида способны жить и размножаться в неволе до глубокой старости. Максимальная отмеченная нами продолжительность жизни в неволе составила 50 мес для самок и 71 мес для самцов (рис. 17). Основной причиной смертности для обоих полов являются побеги и связанный с этим травматизм, большое количество самцов гибнет также в результате внутривидовых агрессивных взаимодействий