Ондатра: поведение: мех, внешний вид, образ жизни. Ондатра - самая большая полевка. Ондатра, мускусная крыса. Ondatra zibethica Linnaeus, 1766 = Ондатра, мускусная крыса

Ондатра, мускусная крыса: поведение

Ondatra zibethica Ондатра, мускусная крыса

Ондатра - поведение

Ondatra zibethica Ондатра, мускусная крыса

Читать: Ондатра - методы учета

Ондатра, Ondatra zibethicus, широко распространена на североамериканском континенте. В 1905 г. этот вид был завезен в Западную Европу и позднее акклиматизирован во многих странах. Экологии ондатры посвящено значительное число исследований. В северных частях ареала размножение этого вида начинается весной и заканчивается осенью, но в некоторых южных популяциях самки приносят потомство в любое время года. Продолжительность эстрального цикла у них варьирует от 2 до 22 дней. В северных и горных областях самки приносят 1-2 помета, в южных — до 4 пометов за год. В отдельные годы в размножении участвует до 30% самок-сеголеток. Беременность длится от 22 до 30 дней. Число детенышей в помете варьирует от 1 до 11, а средняя величина выводка в разных популяциях колеблется от 3.8 до 8.5. Период молочного вскармливания длится около четырех недель. К этому времени обычно рождается второй выводок. Молодые особи выселяются из семьи после первой зимовки, с началом весеннего размножения. Самцы и большинство самок достигают половой зрелости на втором году жизни.

Ондатра заселяет берега самых разнообразных водоемов. Основными убежищами ей служат норы, а также хатки, которые она сооружает из веток и прибрежных растений, скрепленных илом. В летний период высота хаток составляет в среднем 48 см при ширине основания около 130 см; зимой размеры хаток увеличиваются, их высота достигает в среднем 70 см, а ширина основания — 155 см. Весной в постройке хатки участвуют и самец, и самка, а осенью в ремонте и сооружении убежищ активное участие принимает молодняк.

В зимний период хатка используется как основное убежище, где, благодаря скучиванию нескольких особей, поддерживается относительно высокая температура, благоприятствующая переживанию сильных холодов. Летом внутри гнездовой камеры поддерживается относительно низкая и постоянная температура, поэтому хатки спасают зверьков от зноя и используются для выращивания потомства.

Для ондатры характерен семейно-групповой образ жизни. Наиболее типичный состав семейных групп — размножающаяся пара с одним-двумя выводками. Встречаются также выводки сеголеток без взрослых особей. Реже в составе семейной группы обнаруживается самец с двумя взрослыми самками, которые уживаются на одной территории. Систему размножения ондатры можно рассматривать как преимущественно моногамную, однако в некоторых поселениях число взрослых самок может вдвое превышать число самцов, и в этой ситуации преобладает полигиния. Известны также случаи полиандрии — спаривания самки с двумя самцами.

Помимо семейных пар, в поселениях ондатры обнаруживаются одиночные взрослые самцы и самки, которые составляют до 38% численности популяции. Подавляющее большинство из них — мигранты или особи, лишившиеся своего полового партнера.

Каждая семейная пара занимает охраняемый и тщательно маркируемый участок обитания, размеры которого зависят от типа водоема и распределения растительности. Встречаются небольшие водоемы площадью до 0.01 га, где семья может благополучно существовать в течение года, но на крупных озерах площадь семейно-группового участка достигает 0.5 га, при этом его длина вдоль береговой линии составляет в среднем 170 м, а водная часть занимает площадь приблизительно 0.4 га. На водоемах с бедной растительностью на одну семейную группу приходится в среднем 416 м береговой линии и около 7 га площади водоема. По оценкам других исследователей, средняя протяженность семейно-группового участка в разных популяциях варьирует от 100 до 400 м, при этом минимум составляет 77 м, а максимум — 1 км.

В летний период размеры семейно-группового участка относительно постоянны, и его величина зависит от конфигурации береговой линии и обилия кормов. Пространственная структура поселения при постоянном уровне воды относительно стабильна. В зимний период площадь участков обитания сокращается, и, как показало исследование с использованием радиотелеметрии, зимой 50% времени особи проводят вблизи основного убежища (на участке радиусом не более 15 м) и не удаляются от него более чем на 150 м.

Территория, занимаемая семейной группой, обычно разделена на две зоны: охраняемую и кормовую. Площадь охраняемой зоны варьирует от 350 до 3000 м2; вдоль ее границ располагается множество запаховых меток, и все "чужаки" из этой зоны изгоняются. Размеры кормовой зоны зависят от обилия кормов и плотности населения популяции, и ее площадь составляет 0.04-1.0 га. При высокой численности популяции границы кормовых зон соседних участков перекрываются. Подросшие молодые зверьки и взрослые особи кормятся исключительно за пределами охраняемой зоны. Участки соседних семейных групп обычно обособлены в пространстве (рис. 5.1.3.12), и их границы не перекрываются благодаря активной охране территории.

В летне-осенний период и в начале зимы охрана семейно-групповых участков выражена слабо. Повышенная толерантность неродственных особей друг' к другу в эти периоды, по-видимому, способствует образованию новых семейных пар из числа мигрантов.

В конце весны - начале лета половая активность самцов значительно повышается, и взаимодействия между особями-резидентами и расселяющимися годовалыми зверьками становятся особенно частыми и напряженными.

Именно в этот период среди самцов, принимающих наиболее активное участие в охране территории, отмечается значительное число особей (до 68%) со следами ран и покусов. Порой следы ран обнаруживаются и у самок.

Массовое расселение ондатр происходит преимущественно весной и осенью. Весеннее расселение совпадает с периодом спариваний, и среди мигрантов преобладают особи из распавшихся семей. В зимний период при истощении кормовой базы или промерзании всей толщи воды в мелких водоемах также отмечаются массовые перемещения ондатры из одного водоема в другой. Осенью на обмелевших водоемах, где сокращается площадь семейно-групповых участков, нередко происходит выселение подросших зверьков из первых выводков.

Весеннее расселение перезимовавших годовалых особей рассматривается как один из механизмов избегания инбридинга, и, в соответствии с моногамной системой спаривания, у ондатры должны расселяться в равной степени и самцы, и самки. Однако среди расселяющихся особей преобладают годовалые самцы, что более характерно для видов с полигамной системой спаривания. Исследование, проведенное в 1984-1985 гг. в провинции Онтарио в Канаде, показало, что в период расселения число самцов почти вдвое превышает число самок, и среднее расстояние, на которое перемещаются расселяющиеся особи, составляет около 250 м. Сдвиг в пользу самцов при расселении объясняется изначальным преобладанием особей этого пола среди детенышей, поэтому существование постнатальной филопатрии самок не противоречит моногамной системе спаривания.

Как показывают наблюдения в природе, взрослые самцы принимают участие в выращивании потомства, доставляя корм в гнездо. Кроме того, они наиболее активны при сооружении хатки и ее ремонте.

В исследовании, проведенном в 1990-1992 гг. на одном из болот в провинции Саскачеван (Канада) с использованием искусственных островков, облегчающих наблюдения за мечеными особями, получены более подробные данные о родительской заботе самцов. Отличительная особенность поселения, где проводили это исследование, заключалась в преобладании самок: общая численность взрослых особей в разные годы варьировала от 11 до 20, при этом число самок более чем вдвое превышало число самцов.

Наблюдения показали, что самцы по окончании периода молочного вскармливания детенышей меньше времени проводили внутри гнезда. В этот же период у них отмечалась повышенная активность, связанная с гнез-дос троением и доставкой корма для самки и детенышей. В семейных группах с двумя самками самцы чаще доставляли корм в гнездо той самки, где проводили большую часть времени. Таким образом, самцы проявляли повышенную косвенную заботу о детенышах по завершении периода молочного вскармливания. Родительский вклад самцов в полигамных семейных группах (с двумя взрослыми самками) был существенно ниже (в расчете на одну самку и ее выводок), чем в моногамных семьях, и к тому же распределен неравномерно: одна из самок с детенышами получала дополнительный корм в большем количестве, чем другая. Проведенное исследование демонстрирует пластичность системы спаривания у ондатры, которая, в зависимости от фактического соотношения полов, может быть и моногамной, и полигамной.

Данные о социальной организации семейных групп ондатры относительно скудны. Эксперименты по парному ссаживанию особей в неволе показали, что наименьшее число агрессивных взаимодействий отмечается между членами одной семейной группы. При ссаживании особей, относящихся к разным семейным группам, происходили ожесточенные столкновения, приводившие к гибели одного из партнеров, особенно среди перезимовавших самцов.

В другом исследовании установлено, что детеныши ондатры способны отличать своих братьев и сестер от молодых особей того же возраста из других выводков. Детенышей, отловленных в хатках, ссаживали попарно на "нейтральной территории" (в клетке размером 60x90x120 см) и регистрировали число миролюбивых (назо-назальные, назо-анальные, следование, аллогруминг, скучивание) и агрессивных взаимодействий (атаки, преследования). Частота миролюбивых взаимодействий между детенышами из одного выводка была достоверно выше, чем у детенышей из разных выводков, при этом частота агрессивных взаимодействий в обоих случаях была одинаковой и не зависела от пола зверьков. Результаты этих экспериментов свидетельствуют, что у грызунов, ведущих семейно-групповой образ жизни, миролюбивые формы поведения играют важную связующую роль.