Обыкновенная белка, векша. Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки, Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи, Белки

Вид: Sciurus vulgaris = Обыкновенная белка, векша

Вид: Sciurus vulgaris = Обыкновенная белка, векша

Длина тела до 290 мм, хвоста до — 220 мм (обычно около 2/3 длины тела). Ушные раковины длинные, с волосяными кисточками; будучи отогнуты вперед, достигают глаза. Окраска верха сильно изменчива, но зимняя всегда отличается от летней, а брюшко во все сезоны белое. На большей части территории европейской части бывшего СССР и в Зап. Сибири преобладает рыжая окраска летнего меха, зимнего же — серая с буроватым оттенком (иногда и с рыжиной вдоль хребта). В Вост. Сибири, Приморском и Хабаровском краях и в Вост. Карпатах преобладает бурая или почти черная окраска летнего меха и темно-бурая или темно-серая зимнего, а белая окраска брюшной поверхности занимает меньшую площадь. Кроме того, для белки характерно наличие нескольких типов цветовой изменчивости под названиями "чернохвостка", "бурохвостка", "краснохвостка" и более редкая "серохвостка". В кариотипе 2n = 40. Фото

В отличие от персидской белки череп с более вздутой мозговой капсулой, крупными слуховыми барабанами, сравнительно длинным носовым отделом и длинным нижним краем скулового отростка верхнечелюстной кости, расположенным на уровне середины второго предкоренного зуба (Р4). Этот последний с хорошо развитой площадкой вдоль переднего края и бугорком на ее передне-наружном углу.

Конечности и, соответственно, их крупные трубчатые кости, а также стопа и, особенно, кисть, длиннее, чем у персидской белки. Гребни и выступы сильнее, чем у этого вида, обособлены на костях бедра и голени, слабее — на костях плеча и предплечья.

Ископаемые остатки известны на территории бывшего СССР с позднего плейстоцена. Указания на их нахождение в третичных отложениях Зап. Европы требуют проверки. Обычно их относят к вымершему виду S. whitei Hinton.

Распространение.Фото

Населяет лесную зону и лесной пояс гор от западных границ бывшего СССР до верховьев рек Омолон и Анадырь, о. Сахалин и Шантарских о-вов. На Камчатку проник около 1929 г.; на Курильских о-вах отсутствует. В горных лесах Кольского п-ова, Урала, Алтае-Саянской горной страны и хребтов Заенисейской Сибири — до верхних пределов лесной растительности (в Зап. Саяне — до 2250 м над ур. м.). Однако в естественный ареал, по-видимому, никогда не входили горные леса Крыма, Кавказа, Тянь-Шаня и хр. Тарбагатай. Сев. часть Зап. Европы, Сев. Монголия, Корейский п-ов, Сев.-Вост. и Центр. Китай, Япония (о. Хоккайдо).

С начала пятидесятых годов, с целью акклиматизации и, частью, реакклиматизации, неоднократно расселялся в горах Кавказа, Крыма и Тянь-Шаня, в островных лесах Центр. Казахстана, а также в Могилевской, Брянской и Ростовской обл. На Кавказе заселил всю западную часть Главного Кавказского хр.; обитает в Боржомском лесном массиве. В горных ельниках Тянь-Шаня успешно прижился в его северных (Джунгарский Алатау), центральных и южных (северный склон Нарынского хр.) районах. Выпущен на Киргизском хр. На Сев. Тяныпане во многих местах достиг промысловой плотности, и общая численность зверьков оценивается здесь в 25—30 тысячу в Киргизии промысловой плотности достиг уже через 8 лет после выпуска, однако из-за отсутствия квалифицированных кадров охотников и "работающих по белке" собак зверек на Тянь-Шане всюду недопромышляется.

Образ жизни и значение для человека.

Характерный обитатель темно- и светлохвойных, а также смешанных хвойно-широколиственных лесов. Ведет дневной образ жизни, обычно активен в утренние и вечерние часы; зимой, в сильные морозы, а также в непогоду активность понижена. В лиственных лесах обыкновенно живет в дуплах, в хвойных чаще делает из веток шарообразное наружное гнездо ("гайно"), высота расположения которого зависит от возраста леса и строения кроны дерева. Нередко один зверек или пара имеют несколько гнезд, из которых одно основное (выводковое). Размеры индивидуального участка приблизительно 2 га у самцов (в период гона — до 3—4 га) и 1 га у самок. У последних участки обычно не перекрываются. Хорошо передвигается как по земле, так и по деревьям, делая прыжки на расстояние 3—4 м по горизонтали и 10—15 м по нисходящей прямой; хвост играет при этом роль руля.

К числу первостепенных кормов во все времена года относятся семена различных видов ели, сосны, кедра, лиственницы, пихты, а также желуди, орехи, грибы. В северо-восточной части ареала распределение кормов по степени их преобладания в рационе иное: основной из них — семена даурской и сибирской лиственниц, ели, кедра, кедрового стланника; грибы и здесь играют большую роль. Большую часть года белка питается семенами из шишек, сбитых на землю птицами ("кислая" шишка). Второстепенными и сезонными кормами являются почки и побеги лиственных, реже хвойных пород, грибы, ягоды; встречаются и животные корма. На зиму запасает желуди, орехи и шляпочные грибы. Зверьки обладают хорошим обонянием: шишки и орехи чуют через 1.5—2-метровый слой снега. На значительной части ареала хорошо различаются две эколого-морфоло-гические группы: "еловки" и "сосновки" Последние ведут менее скрытный образ жизни и более подвержены колебаниям численности, чем первые, составляющие постоянное ядро местной популяции и сохраняющиеся в периоды депрессии.

На большей части таежной зоны приносит 2 помета в год; в особо благоприятные годы в западных и центральных частях ареала часть самок имеет и третий. На северо-востоке второй помет имеют не все самки, а третьего не бывает вовсе. Весенняя течка приходится на конец января—первую половину марта в зависимости от широты местности и характера весны. Достигают по-ловозрелости в возрасте 8—12 мес., и в летнем гоне, возможно, принимает участие часть самок первого помета; однако основная масса прибылых зверьков становится половозрелой лишь к следующей весне. Число детенышей в помете от 3 до 10, чаще 4—6, продолжительность беременности около 40 дней. Приблизительно через 2 месяца после рождения начинается расселение прибылых зверьков. Первыми покидают гнездовую территорию наиболее активные молодые самцы. Мечением установлено (северо-запад России), что за сутки они могут пройти до 5 км, а за весь период расселения уйти на расстояние до 500 км. Для второй, смешанной по полу группы характерно не направленное, как у первой, а хаотическое расселение с частыми возвратами на гнездовую территорию. Их суточные переходы не превышают 1 км, а наибольшая общая дальность ухода — 70 км. В третью, наименее активную группу зверьков входит небольшое число самок. Их расселение начинается не ранее, чем через 3 мес. после рождения и ограничено территорией, удаленной не более 100—800 м от гнездовой.

От ежегодных расселений молодняка следует отличать собственно миграции ("инвазии"). Их основная причина, как и причина колебаний численности, — непостоянство урожая семян хвойных. Обычно снижение численности в результате пониженной плодовитости и воздействия эпизоотии приходится на следующий год после неурожая кормов Считается, что восстановление численности происходит за счет части популяции, пережившей неурожайные годы в еловых лесах Для этих зверьков постоянно характерны не семенные (белковые), а в основном клетчатковые (почки, ягоды) корма и, соответственно, более развитый толстый отдел кишечника. Во время миграций нередко большое количество зверьков пеоедвигается широким фронтом (иногда в 100—300 км) и на значительные пасстояния. При этом они могут пересекать реки и даже пытаются переплывать мооские заливы; многие из них гибнут от мороза и голода на открытых про-стоанствах. Во время миграций белки заходят в тундру, проникают на Камчатку. В горах (Карпаты, Тянь-Шань) известны сезонные и местные перемещения, связанные с разновременностью поспевания основных кормов.

Один из основных промысловых видов нашей страны; его предпромысловая численность может достигать 500-600 особей на 10 км2 (Вост. Саян). По удельному весу в заготовках и высокому товарному качеству шкурок Россия занимает первое место в мире. Особенно ценную пушнину дают темноокрашенные белки Заенисейской Сибири, Алтая и Дальнего Востока и светлоокрашенные белки ленточных боров Сев.-Вост. Казахстана (белка-телеутка).

Природный носитель возбудителей туляремии, эризипелоида, ряда глистных заболеваний и прокормитель иксодовых клещей, переносящих возбудителей энцефалита.