Кустарниковая белка Paraxerus cepapi = Кустарниковая белка

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи

Род: Paraxerus Major, 1893 = Кустарниковые белки

Вид: Paraxerus cepapi = Кустарниковая белка

Paraxerus cepapi = Кустарниковая белка

Среди древесных беличьих черты семейно-группового образа жизни прослеживаются, по крайней мере, у одного вида — кустарниковой белки, Paraxerus cepapi, широко распространенной в Центральной и Южной Африке. Отличительными чертами репродуктивной биологии этого вида являются относительно длительная беременность, превышающая 45 дней, небольшая величина выводков (в среднем 1.9±0.6) и относительно короткий период молочного вскармливания молодняка (от 4 до 6 недель), что объясняется ограниченностью кормовых ресурсов (Viljoen, Du Toit, 1985).

Исследование, проведенное в 1968 г. в Замбии (Dobroraka, 1970), показало, что взрослые особи этого вида занимают частично перекрывающиеся участки обитания, на которых обязательно присутствуют деревья Gyrocarpus americanus, поскольку их плоды служат основным источником корма. На каждом участке обитания площадью от 0.14 до 0.34 га находилось не менее четырех таких деревьев.

Paraxerus cepapi = Кустарниковая белка

Перекрывание участков обитания неизбежно приводит к увеличению числа контактов между особями-соседями. Все зарегистрированные взаимодействия были исключительно агонистическими (взаимное преследование, сопровождающееся характерной акустической сигнализацией). Атакованная особь не предпринимала никаких попыток сопротивления, поэтому погоня быстро прекращалась. В последующем особи могли меняться ролями, и исход конфликта зависел от места встречи: зверек, находившийся вблизи своего постоянного места кормежки, всегда одерживал верх и прогонял пришельца. Если встреча происходила вдали от кормовых участков, агрессивных конфликтов не было. Таким образом, взаимоотношения между взрослыми особями относятся к разряду территориального доминирования. Охраняемую территорию (постоянные места кормежки) зверьки метили секретом щечных желез.

В период гона несколько особей могли кормиться в непосредственной близости друг от друга без демонстрации взаимной агрессии, поскольку в это время над всеми другими формами поведения доминировала половая мотивация.

В исследовании, проведенном в 1973-1974 гг. в Южной Африке на участке леса площадью 54 га (Viljoen, 1977, 1983), получены более подробные данные о пространственно-этологической структуре поселений и поведении кустарниковой белки, в основном благодаря длительным наблюдениям за мечеными особями. Визуальные наблюдения показали, что у взрослых особей агрессивные взаимодействия действительно превалируют над всеми другими. Этот факт подтверждается также наличием ран, обнаруженных у 59% обследованных взрослых особей (и=58) и у 19% молодых зверьков (и=22). И самцы, и самки агрессивно реагировали на взрослых особей любого пола, а также на молодых зверьков старше 6 месяцев. Последние, в свою очередь, могли нападать на взрослых сородичей.

Наблюдения свидетельствуют, что агрессивные контакты связаны преимущественно с охраной территории. Кроме того, обнаруживается прямая взаимосвязь между агрессивным поведением, запаховой маркировкой территории и социальным статусом: особи, проявляющие наибольшую активность в охране семейно-групповых участков, отличаются повышенной маркировочной активностью и занимают высокое социальное положение.

Состав элементарных внутрипопуляционных группировок кустарниковой белки позволяет говорить о том, что они являются, фактически, семейными группами, объединяющими взрослого самца (реже двух взрослых особей этого пола) с одной, двумя или тремя взрослыми самками и их потомством (до 7 молодых или полувзрослых зверьков). Число особей в семейных группах составляло в среднем 5.1, при этом в сентябре чаще встречались семейные пары, а в ноябре, с появлением подросших детенышей, в составе семейных групп насчитывали до 12 особей.

Каждая семейная группа занимала охраняемый участок обитания, границы которого во многих случаях были вполне отчетливыми, поскольку имели прямую связь с распределением древесной растительности.

Охраняемые территории, занимаемые пятью семейными группами на одной из площадок наблюдений, показаны на рис. 4.2.12.

Площадь семейно-групповых участков была относительно небольшой в среднем 0.43 га. Члены семейных групп периодически выходили за пределы охраняемой территории, перемещаясь на значительное расстояние (в среднем 75 м). Максимальное удаление от охраняемого участка обитания (125 м) зафиксировано у одного из взрослых самцов, который преследовал самку в эструсе на другом участке.

Несмотря на хорошо выраженную охрану семейно-групповых участков, в период гона на охраняемую территорию допускаются "чужие" самцы, и самку могут одновременно преследовать 3-5 самцов, которые зачастую не являются ближайшими соседями. Самка может реагировать на приближающихся самцов агрессивно и периодически преследует их. Самцы, в свою очередь, могут преследовать друг друга, но это рассматривается не как проявление иерархических отношений, а как результат дезориентации самцов вблизи рецептивной самки в сочетании с подавлением территориального поведения во время гона (Viljoen, 1977).

Парные связи у кустарниковой белки относительно слабые. Об этом свидетельствует система спариваний, приближающаяся к промискуитету, а также слабое проявление родительской заботы у самцов. В естественных поселениях самцы держатся вблизи выводковых гнезд, но практически не заходят внутрь. Их активность в этот период связана преимущественно с охраной территории от "чужаков". В неволе и самец, и самка могли находиться в одном гнезде с детенышами, при этом самка не проявляла никакой агрессии по отношению к самцу. Вместе с тем, прямая родительская забота (в частности, затаскивание детенышей в гнездо и их вылизывание) отмечена только у самок.

В природе детеныши начинают выходить из гнезда в возрасте около 5 недель, а в возрасте 11-13 недель свободно перемещаются по всему семейно-групповому участку. Расселение молодняка происходит в возрасте около 10-12 месяцев. При этом некоторые молодые особи, достигшие половой зрелости, остаются в составе семьи, и так образуются сложные семейные группы с двумя взрослыми самцами или двумя-тремя размножающимися самками. В связи с этим есть основания утверждать, что взрослые особи в составе сложных семейных групп находятся в близком родстве.

Контакты между взрослыми и полувзрослыми особями в семейных группах могут быть нейтральными, миролюбивыми и агонистическими. Среди миролюбивых взаимодействий преобладает груминг, а среди агонистических — принудительные социальные чистки, инициаторами которых по отношению к молодым зверькам выступают исключительно взрослые особи.

Более подробные сведения о пространственно-этологической структуре поселений кустарниковой белки отсутствуют.