Морские слоны. Южный морской слон. Северный морской слон. Биология, питание, строение, ласты, лежбища, спанивание, рождение, размножение

Род Mirounga = Морские слоны

Род Mirounga Gray, 1827 = Морские слоны

Наиболее крупные представители семейства. Самцы имеют длину тела 4,5—6,5 м и массу до 3,5 т. Самки значительно меньше: длина 3— 3,5 м, масса до 900 кг. Взрослые особи имеют одноцветную желтоватую, серовато-коричневую или голубовато-серую окраску. Брюхо светлее спилы. Самки темнее, чем самцы. Волосяной покров низкий, грубый, без пуха. Конец морды удлинен в хобот, достигающий 35 см длины. Он направлен вниз, свисая спереди перед ротовым отверстием. В период размножения хобот может подниматься немного кверху, частично благодаря действию мышц, а частично за счет наполнения его сосудов кровью. Он действует как резонирующая камера, и рев крупных самцов слышен благодаря этому за несколько километров. Хобот начинает развиваться у двухлетних животных. Шея у самцов имеет утолщенную кожу, защищающую от укусов соперника во время драк в период размножения, и обычно покрыта многочисленными шрамами.

Хромосом в диплоидном наборе 34. Распространены в субантарктических водах циркумполярно и по Тихоокеанскому побережью Северной Америки от Калифорнии на север до о-ва Ванкувер.

Питаются рыбами и головоногими моллюсками. За добычей могут ішрять на глубину до нескольких сот метров. Кормятся зимой и в течение нескольких месяцев летом. Во время размножения и линьки голодают. Самки северных морских слонов во время лактационного периода питаются в море. Размножение и линька происходят на земле или на льду. Морские слоны образуют крупные залежки на берегах островов. Для них характерна полигамия. Самец имеет гарем, состоящий у южных морских слонов из 10—30, иногда до 100 самок, а у северных—10— 12 самок. Самцы достигают половозрелости в 4 года, но образуют гаремы не ранее 6—8 лет. Период деторождения у северных морских слонов приходится на декабрь — январь, а у южных — на октябрь. ФотоСамки начинают спариваться с 2-летнего возраста. Беременность длится примерно 350 дней. Новорожденный имеет длину тела около 1,2 м и массу примерно 50 кг. Он покрыт коричневато-черным пушистым мехом. Смертность детенышей высока — составляет около 50%. Приблизительно в 10-дневном возрасте детеныш теряет эмбриональный волосяной покров. Линька заканчивается в возрасте 34 дней. Когда спустя 3 недели он переходит к самостоятельному образу жизни, его масса составляет примерно 175 кг. К этому времени самка вновь спаривается. Самка приносит детенышей ежегодно в течение 7 лет. Линька взрослых животных приходится на декабрь — февраль у южных морских слонов и на май — июль у северных; продолжается она 30—40 дней.

После размножения и линьки южные морские слоны уходят в море и, по-видимому, проводят зиму на краю пакового льда. Северные морские слоны ведут оседлый образ жизни. Продолжительность жизни самок около 12 лет. Самцы могут жить дольше — до 20 лет, но вследствие промысла их предельный возраст также обычно не превышает 12 лет. Отмечены случаи поедания морских слонов косатками. На детенышей морских слонов нападает морской леопард.

В роде 2 вида:

южный морской слон — М. leonina Linnaeus, 1758 (субантарктические воды циркумполярно на север до 16° ю. ш. и на юг до антарктических паковых льдов — 78° ю. ш.; размножается у Пунта-Норте и Огненной Земли в Аргентине и на о-вах Фолклендских, Южных Шетландских, Южных Оркнейских, Южной Георгии, Южных Сандвичевых, Гоф, Марион, Принца Эдуарда, Крозе, Кергелен, Херд, Макуори, Окленд, Кемпбелл);

северный морской слон — М. angustirostris Gill, 1866 (острова у берегов Мексики и Калифорнии на север до о-вов Ванкувер и Принца Уэльса; размножается на о-вах Сан-Николас, Сан-Мигуэль, Гуадалупе и Сан-Бенито).

Северный морской слон еще недавно был близок к уничтожению чрезмерным промыслом, но в последнее время благодаря запрещению промысла его численность значительно возросла и продолжает увеличиваться.

Общее число южных морских слонов определяется в 600—700 тыс. голов, а северных — всего в 10—15 тыс. голов.

Южных морских слонов промышляют на береговых залежках, причем существуют ограничения промысла по сезонам, размерам добываемых тюленей не менее 3,5 м длиной и их числу. Например, в 1951 г. было разрешено добыть 8 тыс. морских слонов; добыли 7877. От добытых зверей получают жир и кожу.