Земляные волки, волки земляные. Земляной волк,Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк, земляной волк

Вид: Proteles cristatus = Земляной волк

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

В роде единственный вид: земляной волк.

Читать дополнительно: Земляной волк Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

Латинское имя "Протел" на Африкаансе или южноафриканском голландском - разговорном языке южной Африки - означает "земной волк". А получил он его за то, что по внешнему облику он очень похож на волка, но встречают его большую часть светлого времени в подземных норах.

Размеры наименьшие в семействе гиен, длина тела 55—80 см, длина хвоста 20—30 см, высота в плечах 45—50 см. Характерны высокие, относительно тонкие и слабые конечности. Шея длинная. Голова удлиненная с узкой мордой и слабыми челюстями. Пальцев на передних конечностях пять, а на задних четыре. Волосяной покров образован длинными грубыми остевыми и мягкими, извитыми пуховыми волосами. Начиная от затылка по верхней части шеи до спины располагаются удлиненные волосы, образующие своеобразную гриву. На хвосте волосы особо удлинены. Окраска тела желтовато-серая с белыми поперечными полосами на спине и боках. Конец хвоста и проксимальные отделы конечностей черные. Анальные железы хорошо развиты.

Зубы слабые, отделенные друг от друга промежутками. Диплоидное число хромосом 40.

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

Распространен земляной волк широко: в Южно-Африканской Республике, Намибии, Родезии, Анголе, Замбии, Танзании, Кении, Эфиопии, Сомали, Судане. Но при внимательном взгляде на ареал земляного волка можно заметить, что он разделен на две географически изолированные части: северную и южную.

Земляные волки каждой из популяций разделены между собой более чем одной тысячью километров, где практически отсутствуют условия для их обитания. Поэтому обе части населения земляных волков лишены возможности обмена генетическим материалом между собой, и образуют в настоящее время два подвида: Proteles cristatus septentrionalis (ареал – Восточная и Северо-восточная Африка: от юга Египта и Судана, через Эфиопию, Эритрею, Сомали, Кению, до Уганды и Танзании) и Proteles cristatus cristatus (ареал - Южная Африка: юг Замбии и Анголы, Ботсвана, южный Мозамбик, Зимбабве, Намибия, север и центр Южной Африки). Со временем каждый из подвидов могут дать два самостоятельных вида.

Когда и что привело к образованию двух подвидов земляного волка?

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

По всей видимости, в конце последнего ледникового периода, а это примерно 10-15 тысяч сет назад лет, когда в Северном полушарии началось потепление и ледники начали таять и «отползать» на север, в Африке, в связи с этим, также происходили существенные изменения климата в сторону потепления и одновременного увлажнения. Это привело к развитию пышной буйной тропической растительности в экваториальной зоне… Более сухолюбивая и аридная растительность, и соответственно такая же фауна, сместились севернее и южнее экваториальных тропиков: их разделила тысячекилометровая зеленая зона. А так как земляной волк в процессе своей эволюции приспособился к питанию особыми травоядными термитами, населяющими исключительно сухие и полусухие саванны, кустарниковые заросли и разреженные сухолюбивые леса, где среднее годовое количество осадков не превышает 80-100 мм, то это, в конечном счете, и привело к постепенному исчезновению земляного волка из ряда районов его бывшего исторического ареала. Так и образовалось, без обмена генетическим материалом, два подвида земляного волка.

Если кратко сказать о биологии и экологии земляного волка то получится следующее:

Населяет земляной волк открытые песчаные равнины или заросли кустарников. Держится поодиночке, иногда парами или семейными группами из пяти-шести особей. Активен ночью. День проводит в норе, которую выкапывает сам, или занимает норы трубкозубов. Питается в основном термитами и личинками насекомых, которых достает, разрывая землю. Поедает также мелких млекопитающих, мелких птиц и их яйца. Самка приносит 2—4, иногда до 6 детенышей. В южной части ареала рождение детенышей происходит в ноябре—декабре. В ряде мест, например в Кении, охраняется законом.

Если по внешнему облику земляные волки ближе всего к гиенам, куда большинство ученых их и относит в ранге подсемейства, то по особенностям строения зубной системы (а этот признак очень весом для систематиков) их стали выделять в отдельное самостоятельное семейство.

Но земляные волки – очень своеобразные животные, очень много интересного в их жизни! Остановимся, к примеру, на питании...

Земляной волк - плотоядное насекомоядное животное. Их основная диета включает термитов (Trinervi), и только иногда он поедает случайно встреченных личинок насекомых, яйца гнездящихся на земле птиц, мелких млекопитающих.

Детальное изучения трофики земляных волков показало, что привязанность к засушливым областям связана со строго специализированным питанием термитами рода Trinervitermes, которые живут исключительно в сухих областях африканских субтропиков и тропиков. Другими термитами, которых в пределах Африканского континента обитает примерно 150 видов, не питаются. А все дело в особенностях биологии термитов именно этого рода.

По образу жизни термиты рода Trinervitermes мало отличаются от своих сородичей. Они - социальные насекомые и живут большими семейными сообществами; свое жилище они строят из глины в виде огромны, очень прочных надземные холмов-термитников. Основа питания - целлюлоза, но в отличие от большинства других видов термитов они питаются не древесиной, а собирают урожая травы под открытым небом. Поэтому они вынуждены регулярно покидать свою надежную крепость - термитник и пускаться на заготовку кормов вне своего убежища, в то время как другие термиты прокладывают настоящие защищенные туннели к источникам пищи - древесине.

Термиты Trinervitermes обычно покидают свое гнездо плотными группами численностью от нескольких сотен до нескольких тысяч индивидуумов. Большинство из них - это "рабочие", их около двух третей, заданием для которых является сбор травы и ее транспортировка к гнезду. Остальная треть термитов - "солдаты", которые охраняют рабочих термитов, образуя для них на на пути туда и обратном "фланговое прикрытие".

Как же солдаты защищают своих собратьев? Для этой цели Природа обеспечила их невероятным по эффективности химическим оружием. Ведь эти термиты, впрочем, как и большинство их родственников, имеют белесое прозрачное и ничем не защищенное тело. Их кожа даже не защищена цветными пигментами от солнечного облучения, и поэтому они никогда не появляются в течение дня, а всегда только в ночной темноте.

Секреторный аппарат солдат-термитов продуцирует липкий, остро пахнущий секрет, при помощи которого солдаты обстреливают каждого врага, от муравьев до птиц и ящериц, пытающихся приблизиться к беззащитным термитам-работягам. Это химическое оружие так эффективно, что термитов оставляют в покое практически все естественные враги. Оно, однако, практически безвредно только для земляного волка: он спокойно слизывает термитов своим длинным языком и неторопливо поедает их.

Ночной образ жизни термитов - определяет и стиль жизни земляного волка - он также вынужден активничать по ночам. Поэтому, не только наличие, но и ритм жизни определяется у земляного волка его добычей - термитами.

Хотя земляных волков иногда можно увидеть рядом с падалью, но они не питаются ею, их сюда привлекают многочисленные насекомые падальщики. Именно они и привлекают земляного волка, который здесь поедает личинок жуков, мух и других насекомых, которые слетаются для трапезы и продолжения своего рода на павшее животное.