Миграции леммингов.Миграционное поведение животных. Поведение животных

Миграции леммингов

Перейти в оглавление раздела:Миграционное поведение животных

Миграционное поведение животных

Читать: Лемминги

Читать дополнительно: Лемминговые циклы

Более ста лет ученые всего мира пристально следят за феноменальными миграциями леммингов, больше похожими на массовые «самоубийства». В последние годы биологи сошлись во мнении, что никакой загадки в этом нет, как нет и самоубийства. Вот только в объяснении причин они никак не определятся до конца...

Миграцией называют периодические (например, морские котики, зимой откармливающиеся в Японском море, а летом щенящиеся и линяющие на островах севера Тихого океана; перелетные птицы) или непериодические (например, выселение кедровок из-за недостатка кормов с севера Сибири на ее юг) перемещения животных за индивидуальный (гнездовой) участок обитания в течение сезона, года или ряда лет.

Такие переселения могут носить постоянный или единовременный (например вылеты саранчи) характер. Мы привыкли к кочевым миграциям птиц, но иногда животные покидают исходные места обитания без возврата. Чаще всего миграции возникают в связи с изменением условий существования или с прохождением цикла развития. Миграции животных могут быть пассивными (личинки, икринки, взрослые особи, сносимые водным течением; например, личинок речного угря морское течение Гольфстрим переносит от Саргассова моря к берегам Европы на расстояние 7-8 тыс. км) и активными (вылеты саранчи). Отличают также кормовые миграции животных - в поисках пищи, расселительные (например расселение молодняка млекопитающих) и другие, более специфические формы миграции. Ничего удивительного в этом нет, как говорит известная пословица, рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Впрочем, и любое животное пытается поселиться в удобном для него месте, с достаточным объемом пищи. Для осуществления активной миграции животному необходимо биологическое чувство времени и направления. И все виды обладают этим качеством. Лемминговые миграции - один из частных случаев общей экологической проблемы, которая уже несколько десятилетий служит предметом острых дискуссий.

Этот симпатичный трогательный мохнатый маленький зверек относится к подсемейству полевок отряда грызунов. Длина тела особи обычно достигает 15 см и заканчивается крохотным двухсантиметровым хвостиком. Такого только в детских книжках рисовать. В лесах и тундрах Евразии и Северной Америки насчитывается 20 видов леммингов. Наибольшие популяции представлены тремя видами: норвежским (встречается в Норвегии и некоторых областях России); сибирским, или бурым (обитает в России, на Аляске и в Канаде), и копытным (очень широко распространен по всей Арктике, включая Гренландию). Лемминги в основном коричневого цвета, хотя для норвежского характерны более темные пятна на голове и спине. Копытный лемминг отличается от своих собратьев еще и тем, что меняет зимой шкурку с коричневой на белую, и это делает его незаметным на снегу.

Взгляды зоологов на природу периодических миграций леммингов в тундровой зоне были неоднократно изложены на страницах всевозможных журналов более 30 лет назад. Но тогда механизм этого довольно хорошо изученного явления оставался загадкой. Все прошедшие годы небольшие зверьки из подсемейства полевок, играющие важную роль в жизни тундровых биоценозов, продолжали интересовать специалистов многих стран. Лемминги, если бы были разумны, могли бы гордиться столь пристальным вниманием. Ученые изучили их «вдоль и поперек». Например, досконально известен их пищевой ассортимент: осока и зеленые мхи, кустарнички разнообразных из и дриад, злаки и разнотравье, и то, что они объедают растительность на 50-90%. И тем не менее, даже после интенсивного стравливания (в годы пика размножения леммингов) осоки и злаки на следующий год значительно увеличивают свою надземную фитомассу. Это говорит о высокой приспособленности тундровой растительности к прессу со стороны леммингов и, в частности, о ее способности быстро восстанавливать свою биомассу, а значит, и поставлять необходимую зверькам пищу.

Сведения, имеющиеся в литературе, не дают точного ответа на вопрос, в какой мере дефицит кормов сказывается на выживаемости и репродуктивности леммингов. Тем не менее, нехватку кормов, ведущую к нарушению энергетического баланса грызунов, следует рассматривать как вполне реальную причину только их зимней смертности. Но, признавая участие пищевого фактора в регуляции численности леммингов, большинство специалистов не разделяет точку зрения многих.экологов о его ведущей роли.

Читать дальше: Миграции леммингов...