Настоящие лягушки = Ranidae . Мир Земноводных: жабы квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Травяная, остромордая и прыткая лягушки

Семейство: Ranidae Gray, 1825 = (Настоящие) лягушки

Род: Rana Linnaeus, 1782 = (Настоящие) лягушки

Читать: Семейство Настоящие лягушки = Ranidae

Лягушка травяная.Вид экологически довольно пластичный: встречается и на юге (Апеннины, Балканы, Крым) и на севере (доходя до побережья Баренцевого и Белого морей). При этом единственным нелюбимым местообитанием остаются открытые степные пространства. Вообще травяная лягушка в большей степени тяготеет к лесам, что связано в первую очередь с высокой потребностью во влажности. Поэтому еще одним ее любимым местом обитания являются поймы рек и районы, к ним прилегающие. Например, в припойменных дубравах и ольховниках на одном гектаре встречается до 750-2000 особей травяной лягушки. Значительно реже это земноводное населяет хвойные леса.Фото

Наиболее активны травяные лягушки в вечерние часы, хотя частенько выбираются на охоту и днем. Решающим фактором в вопросе «охотиться - не охотиться» является влажность и температура пригрунтового слоя воздуха. Скажем, если недавно прошел теплый летний дождик, то травяные лягушки обязательно выберутся из своих укрытий и начнут охоту на дождевых червей. А вот если поднялся сильный ветер, эти земноводные проявлять активность не станут - ветер ведь наверняка высушит их влажную кожицу.

Площадь индивидуального охотничьего участка у травяной лягушки может занимать от 450 до 5000 м2. При необходимости эти амфибии способны мигрировать на значительные расстояния.

Кормится травяная лягушка в основном наземными жуками, двукрылыми, личинками насекомых, моллюсками (в том числе - слизнями). В свою очередь, сами лягушки частенько становятся добычей хищных птиц, млекопитающих, рыб, рептилий; нередки случаи каннибализма, когда взрослые особи поедают сеголетков.

Зимуют травяные лягушек в проточных реках, ручьях, канавах и т.п., причем иногда преодолевают до зимовального водоема немалые расстояния. Одно из главных требований при этом - насыщенность воды кислородом. Размещаются у дна, в зарослях водной растительности, либо под берегом.

Весной у травяных лягушек начинается брачный период. 50-70% этих земноводных выбирают для откладки икры глубокие водоемы; остальные же довольствуются придорожными колеями, крупными лужами, мелиорационными канавами и т.д. На местах нереста в пик активности плотность лягушек подчас достигает 50-100 особей на 1 м2. Самцы (которых всегда значительно больше, нежели самок) привлекают партнерш хриплыми «о-о-о-о...» или «грук-грук».

Отложенная икра (как правило, все самки помещают ее в одном месте) порой занимает площадь 2-3, а иногда и 10 м2 с количеством кладок от 40 до 400. При этом интересно, что на одну кладку из 4000 икринок приходится только 7-40 ставших лягушатами головастиков. Разумеется, и из них лишь часть доживет до того момента, когда станет половозрелыми..

Лягушка остромордая. </Этот вид прежде всего интересен тем, что самцы остромордой лягушки на время брачного периода приобретают голубую окраску - правда, потом она пропадает. Любопытен также тот факт, что у остромордых лягушек частенько на задних лапах вместо положенных пяти вырастает по шесть пальцев.

По сравнению с травяной лягушкой это земноводное предпочитает более засушливые районы. Активность сумеречная, хотя при хорошей погоде тоже не прочь поохотиться и днем. .

Остромордая лягушка частенько мигрирует на значительные расстояния (как в поисках подходящих охотничьих угодий, так и на зимовку, а также в нерестовые водоемы). Преобладающую часть рациона этой амфибии составляют наземные животные (жуки, пауки, гусеницы). Крупные особи способны проглотить и мелкую ящерку или даже лягушонка.

Зимуют на суше, забираясь в покинутые норы грызунов, подвалы, склепы, в кучи листьев, зарываясь под камни, в трухлявые пни и т.д. Многие подобные укрытия в малоснежные зимы промерзают, так что огромное количество лягушек в результате гибнет.

После выхода с зимовки выжившие особи тотчас отправляются к нерестовым водоемам. Булькающий призывный крик самцов напоминает шум бегущего ручья или отдаленный лай собаки. Самки, отнерестившись, незамедлительно отправляются на сушу, самцы же еще долгое время остаются в воде, поджидая новых партнерш. В продолжение периода размножения для остромордой лягушки характерен «брачный пост»; впрочем, возможно, они не едят ничего лишь потому, что есть-то еще нечего - насекомые еще не появились.

Кладки икры, как и в случае с травяной лягушкой, нередко сливаются в большие пятна. Много икры гибнет из-за того, что «родители» ошиблись и отнерестились в хорошо прогретый (что немаловажно для икринок), но слишком мелкий водоем, который высыхает раньше, чем головастики успевают превратиться в лягушат.

Лягушка прыткая. Этот вид, хоть и распространен в Западной и Средней Европе относительно широко (от Испании на западе до Карпат на востоке), в Украине считается редким. У нас он встречается только в Закарпатье - на равнине и в предгорьях, изредка попадая в горы по долинам рек до верхней границы широколиственных лесов, то есть до высоты 800-950 м. над уровнем моря. Прыткая лягушка населяет широколиственные разреженные леса, встречается на лесных полянах с кустарниковыми зарослями, на лесных вырубках, у речных берегов. Избегает открытых лугов и пастбищ, распаханных земель, хвойных лесов.

Эти амфибии встречаются хаотично, одинокими экземплярами, местами - до 1-4 особей на 200 м. Питаются в основном жуками, в частности, долгоносиками и листоедами. Активны в первой половине дня и в сумерки, а в облачную погоду или же в водоемах во время брачного периода - целый день. В остальное время прячутся в густой траве, в кустах, под опавшими листьями. Зимуют и на суше, и в воде.

Для размножения прыткая лягушка выбирает небольшие слабопроточные лесные водоемы. Ночью самки откладывают на подводные растения икру, причем небольшими порциями по 15-50 икринок.

Это самый резвый вид амфибий Украины: напуганная, прыткая лягушка способна делать прыжки до 2 метров в длину и до метра в высоту.

Увы, в то же время это и один из самых уязвимых видов отечественных Ranidae. Поэтому для содержания в террариуме больше подходят травяная и остромордая лягушки.