Пища, еда, кормление, питание амфибий. Осязание, слух, обоняние, ориентация. Зрение земноводных: анатомия, строение, пение, питание, охота. Квакша, лягушка, жаба, тритон, червяга, саламандра:амфибии, земноводные: фото, изображение, питание, добыча, образ

Класс: Amphibia = Земноводные

Амфибии в природе: видовое разнообразие

ФотоЛягушка озерная Rana ridibunda

Длина тела может достигать 170 мм, наши обычно не более 150 мм, но тем не менее - это самый крупный вид лягушек нашей фауны. Сверху окрашены в оливковый, коричневый, серый или густой зеленый цвет; снизу - в желтоватый, белый или серо - белый цвет, возможны мелкие темно - серые пятна (слайд 1, слайд 2, слайд 3). Встречается на открытых участках рядом с водоемами или в самих водоемах, чаще со сФототоячей водой. Может жить в водоемах населенных пунктов. Ареал озерной лягушки огромен и простирается от восточной Франции на западе до восточного Казахстана на востоке. Северная граница проходит через Голландию, Германию, Польшу, Литву, Белоруссию, центральные районы европейской части России до Вятской и Пермской областей, через Башкирию и южный Урал далее на юго - восток до восточного Казахстана. Вид отсутствует в высокогорных районах, а также в безводных пустынях.

Зимует обычно на дне незамерзающих водоёмов, иногда перед зимовкой собирается большими группами (слайд 4). Размножение начинается при температуре воды не ниже 10 градусов. Длительность периода размножения в европейской части России - 23 - 27 суток. Длительность эмбрионального развития - 3 -10 суток. Длительность личиночного развития - 40 -100 суток. Головастик может достигать 90 мм.

Питаются в основном насекомыми (чаще - наземными летающими формами).Также едят дождевых червей, ракообразных, паукообразных; крупные иногда поедают мелких млекопитающих и птиц. Могут есть рыбу но не так много, чтобы нанести рыбному хозяйству вред. Довольно часты случаи каннибализма. Головастики питаются мелкими водными беспозвоночными и водорослями.

Озерные лягушки считаются питательными и вкусными, поэтому в некоторых странах (Франция, Германия) их едят. Причём этот и ещё некоторые виды крупных лягушек являлись предметом экспорта бывшего СССР.

Филимонова Т.

ФотоЛягушка прудовая Rana lessonae Camerano, 1882 (R. esculenta L., 1758)

Обычно сверху ярко-зеленого, серо-зеленого или оливкового цвета, с большим или меньшим количеством темных пятен; вдоль спины часто проходит светлая продольная полоска. Снизу чисто-белого или желтоватого цвета (очень редко с пятнами). Самцы с белыми резонаторами в углах рта. В чистом виде (без примеси R. ridibunda и R. esculenta) достоверно известна у нас лишь из некоторых районов Московской и Ленинградской областей.

Обитает в водоемах широколиственных и смешанных лесов, встречаясь после размножения по увлажненным лесам и далеко от воды. Вне периода размножения активна днем; ночь проводит на дне водоема, изредка появляясь на поверхности. Кормится главным образом наземными насекомыми - жуками, двукрылыми, стрекозами, муравьями.

Зимняя спячка продолжается в среднем около 100 дней (немного короче, чем у озерной лягушки). Икрометание начинается спустя 15—20 дней после выхода с зимовки, чаще во второй половине мая. Одна самка откладывает 2000—3000 яиц несколькими порциями. Развитие личинок продолжается 70—135 дней. Половозрелость наступает на третьем году.

Полуэктов С.А.

ФотоЖаба кавказская Bufo verrucosissimus (Pallas, 1814) /Bufo colchicus Eichwald,1831; Bufo caucasicus Men., 1832.

Ранее кавказская жаба считалась подвидом серой жабы. В последнее десятилетие рядом отечественных исследователей рассматривается как самостоятельный вид, входящий в группу серых жаб. Самый крупный вид в группе серых жаб: максимальная длина тела до 170 мм. Кожа покрыта крупными гладкими буграми. Сверху чаще всего серого или коричневого цвета (от светлого до темного), с темными пятнами. Темная полоса на паротидах имеется, но может состоять из ряда пятен, а иногда отсутствует. Брюхо желтоватое, с темными пятнами или без них. Молодые особи могут иметь оранжевую окраску с ярко-желтыми паротидами. Резонаторов у самцов нет. Самцы мельче самок и достигают максимальной длины в 120 мм. Обитает на Кавказе - в Краснодарском и Ставропольском краях России, в Грузии и Азербайджане. Основная часть ареала сосредоточена на западе Кавказа; на востоке состоит из изолированных участков. Вне бывшего СССР вид известен из северо-восточной Турции и северного Ирана.

Кавказская жаба - житель лесной зоны. Встречается как на равнине, так и в горах, на высоте от уровня моря до 1900 м (верхняя граница леса). Обитает в широколиственных, смешанных и хвойных лесах, кустарниковых зарослях, садах, на лугах и в огородах, около чайных плантаций на заболоченных участках и в арыках; нередко попадается в населенных пунктах.

Активность обычно сумеречно-ночная. Животные появляются вскоре после захода солнца. В период размножения жабы активны круглые сутки. Наибольшая активность наблюдается вечером и на рассвете. Днем животные прячутся в укрытиях под камнями, валежником, корнями деревьев, стогами сена, в неглубоких норах, гнилых пнях. Отмечены также необычные убежища в дуплах, которые располагаются на наклонных стволах деревьев, иногда на высоте 1,5-2,0 м. Жабы привязаны к своим убежищам, регулярно возвращаясь к ним после ночных походов. В густых зарослях травы, защищающих от прямых лучей солнца, и в пасмурную погоду жабы могут попадаться и днем во время охоты за добычей.

Весной они появляются на равнине и в предгорьях во второй половине марта — начале апреля, в горах в апреле — начале мая, при температуре воздуха и воды 5-б°С и почвы 9°С. В качестве мест размножения жабы используют водоемы со слабым течением, родники, тихие и неглубокие заводи горных ручьев, мелкие и небольшие по размерам пруды и озерца. Жабы могут менять места размножения.

Известны случаи, когда самки, помеченные на одном водоеме, на следующий год оказывались в другом на расстоянии до 2 км. Самцы могут выбирать самок и образовывать с ними пары как на суше, так и в воде. Головастики появляются, начиная с середины мая, при температуре воды 17°С. Половозрелость наступает у самцов на втором, чаще на третьем году жизни, у самок, начиная с третьего года. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 10 лет. Линька происходит, по-видимому, раз в году в начале августа. Старая кожа съедается. Основными кормами являются наземные насекомые, а также многоножки, пауки, улитки. Среди насекомых явно преобладают жуки (главным образом, жужелицы и слоники) и муравьи, реже встречаются осы, гусеницы бабочек и двукрылых. Жабы, вероятно, имеют немного врагов. Хищные млекопитающие и птицы, как правило, избегают охотиться на них.

Полуэктов С.А.