Какое насекомое убивает партнера после спаривания, брачные ритуалы

Спаривание насекомых - как это происходит в природе

Перейти в оглавление раздела: Репродуктивное (брачное) поведение

Читать также:  Брачные церемонии млекопитающих

Брачные отношения (церемонии) у насекомых

У насекомых брачный ритуал еще более сложный и разнообразный.

• Самки насекомых имеют средства для привлечения самцов - специальные железы вырабатывают привлекающие запахи. (Вообще запахи играют очень важную роль в жизни насекомых.)
  • Некоторые самки для привлечения самцов излучают люминесцентное свечение, например светлячки, огненные щелкуны.
  • Самцы же некоторых видов насекомых преподносят своим самкам подарки. Например, самцы насекомоядных мух приносят "свадебный подарок" в виде пойманного насекомого, которое иногда упаковано в кокон из шелковых нитей.
  • Самки предпочитают самцов, которые приносят более крупное насекомое.
  • Самцы растительноядных мух приносят самкам ритуальный подарок в виде пустого шелкового кокона.

Вам может быть интересно: Брачные церемонии рептилий и птиц

Ритуальный танец

У многих видов насекомых самцы исполняют особый брачный танец, демонстрируют воздушные маневры или искусство прикосновений. Танец насекомых состоит из сложных движений и показывает физические данные самца, совершенство его нервной и мышечной системы.мухи-дрозофилы

• Например, мухи-дрозофилы исполняют быстрый парный танец. Самки предпочитают спариваться с теми самцами, которые не отстали от них в последней части танца.
  • Самцы многих видов бабочек исполняют ритуальный танец в воздухе.

Запахи

• Самцы бабочки-королевы кружатся вокруг самок и нежно прикасаются к усикам самок своими волосяными кисточками, расположенными на задней части брюшка, и выделяют особый возбуждающий запах.
  • бабочка беллаСамцы бабочки-беллы привлекают самок возбуждающими ядовитыми запахами, причем самым привлекательным оказывается самец с самым сильным и ядовитым запахом.

Другие сигналы

• Другие насекомые, например кузнечики, сверчки, саранча, цикады привлекают самок звуковыми трелями, издаваемыми с помощью брюшка, лапок, крылышек.
  • Самцы светлячков привлекают самок световыми сигналами.

Вам может быть интересно: Ухаживание

Агрессивное поведение

• спаривание насекомыхСамцы стрекоз агрессивны и отстаивают территорию от самцов-соперников. Брачный ритуал стрекоз представляет собой погоню самца за самкой и спаривание в воздухе.
  • Брачный ритуал и спаривание общественных насекомых - термитов, ос, пчел, муравьев - также происходят во время полета в воздухе.
  • Самцы некоторых видов насекомых, например жук-олень, сражаются за самок на брачных турнирах.

Но есть и другие способы полового соперничества. Например, у некоторых видов насекомых самцы ревниво охраняют самку после спаривания, чтобы удержать других самцов от спаривания с ней, пока она не отложит яйца.

• Самцы некоторых видов пчел после спаривания оставляют свой половой орган внутри самки и умирают, но зато не допускают к ней гены самцов-конкурентов.
  • Самцы некоторых видов стрекоз специальными прикосновениями вызывают у своей самки спазмы, изгоняя из нее сперму предыдущего самца. А самец стрекозы-красотки просто откачивает ее своим пенисом из половых органов самки, чтобы поместить там свою.

Читать также: Брачные церемонии рыбстрекозы-красотки

Р. Шовен описывает брачное поведение бабочки Eumenis sеmele. Эти бабочки появляются в июле и держатся стайками по пять, десять и более особей в каждой.

Когда наступает брачный период, самец неподвижно сидит на земле или на коре дерева и преследует всех бабочек, пролетающих поблизости.

Если это самка, то она реагирует на преследование самца, опускаясь на землю, а самец садится вслед за ней и становится прямо против нее "лицом к лицу". Если бабочка не реагирует на это отрицательно (т.е. не хлопает крыльями, что означает отсутствие готовности к спариванию - в этом случае самец улетает), то самец приступает собственно к ухаживанию.

Прежде всего, он несколько секунд очень быстро хлопает крыльями, затем, сложив их таким образом, что становятся видны красивые глазки на их нижней поверхности, начинает ритмически приоткрывать и закрывать их, поводя антеннами. Это продолжается несколько секунд или минуту, после чего передние крылья открываются и наклоняются вперед; когда между ними очутятся антенны самки, они закрываются.

Все это продолжается очень быстро и занимает не более секунды. Наконец, самец снова складывает крылья, обходит самку и спаривается с ней." (Шовен Р., М. 1972. С. 47).

Читать также: Брачные ритуалы

кладка кальмаровЮжноафриканские длинноперые кальмары устраивают сложный брачный танец: вначале крупные самцы появляются на нерестилище, описывая большие круги; затем к ним присоединяются самки и мелкие самцы; через несколько часов возникает плотное скопление кальмаров вблизи дна. Крупные самцы выбирают самок и спариваются с ними, активно конкурируя друг с другом; затем крупные самцы сопровождают своих самок к тому месту на дне, где они откладывают яйцевые капсулы, и наблюдают за этим; другие крупные самцы-соперники выжидают момент, чтобы отбить самку; мелкие самцы располагаются на периферии ближе ко дну и ухитряются иногда подкрасться к самке и быстро с ней спариться, пока крупный самец не спохватился, или хотя бы отложить на яйцевую кладку свои сперматофоры. В результате - яйцевая кладка бывает оплодотворена разными самцами.

Вам может быть интересно: Спаривание

Многое из того, что было сказано про поведение пауков, насекомых и головоногих моллюсков, можно отнести к брачным ритуалам позвоночных. Но, с одной стороны, еще раз отмечая общие черты брачного поведения, с другой стороны, хочется сказать, что поведение высокоорганизованных позвоночных представляется нам "человечнее". Эти существа (в отличие от пауков и насекомых) способны переживать различные эмоциональные состояния. В первую очередь это относится к млекопитающим и птицам, в значительно меньшей степени - к пресмыкающимся. В брачных играх пресмыкающихся, особенно - птиц, млекопитающих присутствуют не только элементы привлечения партнера, самоутверждения, соревнования, агрессивности, бегства, но также ласка и нежность.

Вам может быть интересно: Брачные церемонии амфибий

Разновидности пауков каннибалов

Паукообразные, поедающие своих сородичей, – частое явление в природе. Причиной такого поведения может быть голод, когда хищнику все равно, кем его утолить. Почему самка паука часто съедает самца после спаривания? Агрессивное поведение в этом случае может быть связано с продолжением рода.

У некоторых видов этих животных имеют место обе причины: если самка во время спаривания голодна, то она «закусит» «женихом» после оплодотворения; если нет, то самец останется жив.

Пауки обитают на всех континентах и климатических зонах, за исключением Антарктиды и полярных областей Евразии и Северной Америки. Количество видов членистоногих животных, не брезгующих насыщаться себе подобными, точно не определено. Наибольший интерес вызывают пауки, убивающие во время или после оплодотворения.

паук-крестовикПаук рискует жизнью, чтобы передать свои гены потомству. Паучиха, например, крестовика, не желающая спаривания, убивает и съедает назойливого ухажера.

Немаловажным фактором побуждения к агрессии является размер самца: у большинства видов мужские особи значительно уступают в размерах женским. Для самки, в два раза большей, чем половой партнер, расправиться с маломощным «мужем» не составит труда.

Кто убивает партнера после спаривания

У разных видов паукообразных хищников количество погибающих после спаривания самцов отличается.

Особи, которые проводят осеменение слишком быстро, рискуют быть съеденными сразу. В этом случае мужская половина пытается повторить акт передачи генов, чтобы оплодотворить как можно больше яиц.

Самка в это время находится чаще всего в каталепсии. Повторная попытка ввести семя не успевает ввести ее в беспомощное состояние и заканчивается для партнера трагически.

• самка паука-волкаТакое поведение замечено у пауков-волков, в том числе у южнорусского тарантула. Почему такое случается? Поедание после спаривания происходит в том случае, если «волчиха» голодна и раздражена. По своим размерам она в 1,5-2 раза превосходит «волка».
  • Поедают самцов паучихи вида аргиопы рода аранеоморфных пауков семейства Аранеида. Размер самок достигает 3 сантиметров, самцов – 0,6 сантиметров. Пауки-кругопряды обитают во всех регионах. Наиболее известны агриопы агриопа БрюннихаБрюнниха, агриопы Лобата. Самки Брюнниха имеют характерную окраску, за которую весь вид получил название пауков-ос

У кругопрядов-самцов 80% шансов, что после спаривания они будут съедены самкой. Поэтому в спаривании они участвуют раз в жизни, и они более избирательны, чем самки, когда дело доходит до выбора полового партнера. Они склонны реагировать на пухлых молодых самок, в надежде, что те их не съедят.

Самый благоприятный период спаривания для мужской особи кругопряда – окончание линьки у самки. Ее челюсти-хелицеры еще достаточно мягкие, не способны причинить особого вреда партнеру. Момента близкого знакомства будущий отец ожидает в засаде возле паутины.

Дождавшись подходящего времени, он дергает паутину, вызывая паучиху. Увидев жениха, она складывает лапки и ожидает его действий. Половые органы со спермой хищника находятся на концах 2-х задних ног. После оплодотворения он отбрасывает конец педипальпа, закупоривая половое отверстие паучихи, и таким образом может ускользнуть от гибели.

Некоторые виды пауков исполняют брачные танцы, во время которых заинтересованные паучихи забывают про еду. Более изощренные кавалеры приносят голодной подруге продуктовый набор в виде завернутой в паутину мушки. Пока она распаковывает презент и обедает, паук успевает закончить оплодотворение и скрыться.

Чёрная вдова и красная вдова

черная вдова паукСамки некоторых видов пауков убивают партнеров независимо от чувства голода. Паук, который съедает самца, носит название черная вдова.

При этом он преследует две цели:

• Выбрать партнера с лучшим набором генов. Чем меньше длится оплодотворение, тем больше самцов сможет привлечь паучиха.
  • Поглотив паука, самка обогащает себя его гормонами и белком, необходимыми для развития будущего потомства.

При наступлении брачного сезона самец черной вдовы отправляется на поиски подруги. Находит он ее по запаху. Подергав паутину, паук вызывает женскую особь на свидание, которое завершается для черной вдовы ужином в одиночестве. Самка паука съедает самца после спаривания.каракурт

• Каракурты-холостяки находят избранницу, после чего устанавливается очередь. Самый сильный самец в течение нескольких часов обхаживает паучиху, готовясь к осеменению. Во время ввода спермы у него обламывается эмболюс («шприц» со спермой на конце ног). Каракутихи, почувствовав, что процесс закончен, красная вдова, вдова Бишопахватают жениха и убивают, не съедая. Следующий по очереди кавалер начинает ухаживание снова. Часть каракуртов остается в холостяках и в живых.
  • Одна из разновидностей черных вдов – красная вдова (вдова Бишопа) обитает в южных регионах США. Свое прозвище она получила за ярко-красную полосу на брюшке – отличие от других черных вдов.

Молодые пауки

Каннибализм присущ паучатам, появившимся из яиц в коконе. Из 200-500 яиц каракуртов остаются в живых 10-20 особей.

У пауков толстоголовок потомство питается матерью. Паучиха делает кокон, куда откладывает яйца, и зимует вместе с ними, охраняя кладку. Весной появляются паучки. Обеденным столом для них является гемолимфа матери, которая через месяц погибает, а паучки после третьей линьки выползают из кокона и расползаются в поисках места обитания.

Пауки Австралийская вдова

Пауки-самцы охотно жертвуют собой, чтобы передать свои гены, и на каждом этапе их спаривания высока вероятность смерти.

Самцы не тратят свои силы и не плетут сети, чаще всего они висят на краю паутины, которую сплела самка, и пытаются понять, готова ли она к размножению. Если она не съест его на этом этапе, приняв за добычу, то самец делает все возможное, чтобы удержать ее внимание. Он стоит на голове и позволяет ей получить доступ к его животу. Это дает ему время вставить свой первый щуп (репродуктивную структуру), пока самка впрыскивает самцу в живот пищеварительные соки, чтобы разжижать его внутренности. Если у самца есть еще силы, он может вставить ей второй щуп, прежде чем погибнет.

Полынные сверчки

Пока они спариваются, самка сидит на задних крыльях самца и пьет соки, которые сочатся. Во время совокупления съедается только часть крыльев, поэтому самец может снова спариться. Тем не менее, самцы, которые уже спарились, обычно не так привлекательны для самок, потому что их частично съеденные крылья предлагают менее насыщенную еду.

Паук-скакуны

пауки-скакуныСамцы скакунов совсем не разборчивы, когда дело доходит до поиска партнера. Фактически, они попытаются соблазнить любую самку, с которой они сталкиваются, с помощью специального брачного танца, даже если она совершенно другого вида. Считается, что это происходит потому, что они не могут различить типы пауков. Ученые даже наблюдали, как пауки-самцы прыгают, пытаясь добиться мертвых самок.

Поскольку они намного меньше, чем самки, которых они пытаются завоевать, самцы прыгающих пауков очень уязвимы для того, чтобы быть съеденными. Самки обычно стараются съесть своих женихов после спаривания, хотя не всегда получается.

Скорпионы

Аналогично коварным паучихам ведут себя самки скорпионов. Инициатива к спариванию исходит от самца. Он отправляется на поиски партнерши и, обнаружив «невесту», начинает брачный танец. По характерной манере поведения самка отличает его от объекта для ужина.

Но если дама не расположена к романтическим отношениям или голодна, то она с удовольствием закусит незадачливым ухажером.

Богомол

Самки богомола, вероятно, самый известные поедательницы своих половых партнеров. Они иногда едят голову или другие части тела партнера на время совокупления. Однако это происходит только в 13–28% сеансов спариваний и более вероятно, если самка особенно раздражена или голодна.