Енот дальневосточный, уссурийский (Уссурийская) енотовидная собака. Nyctereutes procyonoides (Уссурийская) енотовидная собака: питание, размножение, нора, поведение, биология, енотовидная уссурийская лиса, уссурийский енот

Дальневосточный переселенец

ФотоАвторские рассказы зоолога, к.б.н., ЕВСТАФЬЕВА И. Л.

Читать сначала: ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ - рассказ о енотовидной собаке

Гон у енотовидной собаки начинается в середине февраля, когда солнце уже заметно припекает, и на южных склонах образуются проталины. Изучая в это время следы, оставленные собакой, можно заметить, как самец в течение многих дней неотступно следует за самкой. Пары у собак образуются еще о осени но, случается, что за одной самкой начинает ухаживать несколько самцов и тогда не миновать потасовок. До настоящих драк дело обычно не доходит, заканчиваясь демонстрацией своей силы, злобности и размеров. Если случится, что драка все же начинается, то она никогда не бывает ожесточенной и не кончается нанесением увечий. Самцы, ощетинившись, с грозным рычанием бросаются друг на друга, стараясь нагнать страх на соперника. Когда отношения выяснены - более слабые противники ретируются, покидая поле брани, а самец-победитель через несколько дней спаривается с самкой.

Беременность у енотовидной собаки длится около двух месяцев. В конце апреля, самки начинают готовиться к появлению малышей, выбирая норы, расположенные в укромных уголках, мало посещаемых людьми и изобилующих разнообразными кормами. Обновив подстилку и подчистив нору, самка рождает от 5 до 15 щенков, чаще 6-7.

Малыши рождаются совсем беспомощными, слепыми, каждый весом 70-80 г. Прозревают они только к середине второй недели жизни, В это же время у них появляются первые зубы: сначала прорезаются клыки, а затем - резцы. Тельце новорожденных щенков покрыто мягкой серой шерсткой, а к месячному возрасту у них отрастает длинный пух и остевой волос.

Прошло три недели. Малыши, регулярно питаясь материнским молоком, значительно окрепли и подросли. Все свободное от еды и сна время проводили в веселых играх, но норы не покидали.

Дета подошел к концу. Солнце, скатившись к линии горизонта, осветило в последний раз верхушки деревьев, прощаясь с лесом до завтрашнего утра. Когда в темнеющем небе появились первые звездочки, малыши выглянули из норы. Рядом со входом сидела самка, внимательно прислушиваясь к ночным шорохам. Малыши, выбравшись наружу, тут же припали к набухшим, полным молока соскам: а насытившись - расползлись по поляне, знакомясь с окрестными достопримечательностями. Вдруг самка насторожилась, услышав невдалеке тихие шаги. Малыш в мгновение ока оказался в норе, а через минуту на поляну вышел самец. В зубах у него трепыхалась раненная пичужка. Щенки, выглянув наружу, тут же заинтересовались ею. А самец, оставив щенкам свою добычу, прилег в стороне, с интересом наблюдая за их шумной возней.

Малыши несмело, то один, то другой, хватали добычу зубами и, получив в нос удар птичьего клюва, тут же ее отпускали. Так продолжалось еще с четверть часа, пока самка не разорвала добычу на куски и щенки впервые отведали вкус еще теплого мяса, ощутили пьянящий запах свежей крови. Этих ощущений им уже не забыть никогда! С этого времени малыши стали неотступно следовать за самкой, добавляя к молочной диете разнообразные корма. Но почти до двухмесячного возраста молоко все же составляло значительную часть их рациона, доминируя над всеми остальными кормами.

Все лето и осень енотовидные собаки поедали много растительных кормов. Тихими безлунными ночами они забирались на поля и огороды, где с удовольствием лакомились: помидорами, арбузами, дынями, семенами овса и кукурузы. Не прочь были отведать и ягоды винограда, плоды фруктовых деревьев. За это время щенки изучили охотничьи приемы родителей при добыче лягушек, полевок и других животных; научились распознавать съедобные растения; находить насекомых и их личинок; строить лежки для дневного отдыха и многое другое. Теперь молодые енотовидные собаки могли по запаху и голосам узнавать своих смертельных недругов.

В различных частях современного ареала врагами енотовидной собаки могут быть волки и медведи, орлы-беркуты и ястребы-тетеревятники, орланы-белохвосты и филины. В последние годы у них появился новый опасный враг - бродячие и одичавшие собаки…

После удачной охоты на полевок, самка енотовидной собаки заметно устала. Она и не заметила как наступило утро. Солнце, поднявшись над горизонтом, растворило ночную темноту. Вдруг на дальнем конце поляны появилась лохматая дворняжка. Заметив ее, самка со всех ног кинулась к спасительной норе, расположенной в сотне метров, на краю оврага. Пес с азартом включился в погоню и вскоре начал догонять коротконогую енотовидную собаку.

Когда дворняга уже была готова вот-вот схватить зубами беглянку, самка енотовидной собаки резко повернулась к врагу мордой и приняла угрожающую позу: вздыбила шерсть, что зрительно увеличило ее рост и ширину почти на треть. Продолжая злобно урчать и повизгивать, енотовидная собака сделала несколько выпадов в сторону врага.

Но такие угрозы не возымели должного действия на видавшую виды дворнягу, которой пришлось не раз участвовать на собачьих «свадьбах» в потасовках с куда более серьезными соперниками, и она неудержимо продолжал наседать, скаля зубы и пытаясь ухватить енотовидку за шею. Тогда изменив тактику обороны, енотовидная собака, спасаясь от назойливого преследователя кинулась с берега прямо в воду. Но не тут-то было: пес не растерялся и без промедления прыгнул за ней. И здесь дворняга оказалась проворней, а догнав беглянку, схватила ее прямо за голову и потащила на берег. Выбравшись из воды, пес несколько раз сильно тряхнул безвольно свисавшее тело енотовидки. Когда наконец дворняга разжала свои челюсти – ее жертва, не обнаружив признаков жизни, упала на землю. Пес обнюхал бездыханное тело зверька, лежащего на боку, с неестественно откинутой назад головой. Еще с минуту, уставший от погони и озадаченный таким исходом, он изучал неприятно и сильно пахнущую добычу. Не будучи сильно голодным, пес отошел в сторону, отряхнул шерсть от остатков вода, удобно устроился на сухой кочке и вскоре уснул.

Тем временем, енотовидная собака, доселе казавшаяся погибшей, чуть заметно приоткрыла глаза. Увидев неподалеку спящего пса, ока еле уловимыми движениями, совершенно бесшумно, перевернулась на живот, поджав под себя ноги. Затем тихонько поднявшись, пустилась наутек, а еще через минуту - скрылась в спасительной норе.

Именно так енотовидная собака использует свою удивительную способность впадать в каталептическое состояние, когда попадает в безвыходное положение, а все пути к спасению отрезаны. Состояние мнимой смерти характеризуется восковой гибкостью мышц и сохранением непривычного положения тела. Собака затаивает дыхание, закрывает глаза и не реагирует на прикосновение, укусы и даже удары палкой. Молодые собаки впадают в такое состояние легче и быстрее, а выходят из него позже, чем взрослые.

Если собаку в таком состоянии оставить в покое, она вскоре «оживает» и при первой возможности - скрывается.

В критических ситуациях енотовидная собака может применять и свое химическое оружие; выбрызгивая сильно пахнущий мускусный секрет. Резкий, внезапно появившийся запах, нередко приводит в замешательство нападающих хищников и дает шанс енотовидной собаке на спасение.

Настала осень. Потянулись на юг стая уток и гусей спасаясь от приближающихся холодов. Молодые собаки выросли и стали почти неотличимы от своих родителей - выдает только более светлая окраска. Теперь они весят больше пяти килограммов и достигают в длину 60 см. Хорошо освоившись на родительском участке, молодежь все чаще охотится самостоятельно, пока к середине октября и вовсе не покидает родителей. Настало время массового расселения молодых енотовидных собак.

Именно теперь их можно встретить вдали от привычных местообитаний: в полях и лесах, парках и лесополосах. Многие из них не найдя удобных мест для поселения, погибают в зубах и когтях хищников.

Взрослые собаки к осени сильно жиреют, становятся неуклюжими и малоподвижными. Жир составляет до 25% их собственное веса, образуя под кожей слой до 1,5 см толщиной. Отдельные крупные самцы енотовидных собак весят до 9-12 кг, а в среднем - около семи. Животным, накопившим жира поменьше, как правило, зиму пережить не удастся и они погибают от холода и голода.

С понижением температуры воздуха енотовидные собаки начинают готовиться к зимовке. Для этой цели больше всего подходят глубокие норы, расположенные в сухих возвышенных местах, незатопляемых весенними паводками. Енотовидные собаки сами роют норы редко, предпочитая занимать оставленные лисами и барсуками. В такие норы собаки натаскивают сухой листвы и травы, делая новую подстилку. Если в обнаруженном жилище много отнорков, новый жилец уменьшает полезную площадь, забивая ненужные ходы землей. Иногда, енотовидные собаки устраиваются на зиму в одной норе с барсуком, занимая один из дальних практически не используемых отнорков. Барсук к таким зимним квартирантам относится терпимо.

Настоящей зимней спячки у енотовидной собаки нет. В морозные дни, когда землю устилает глубокий снег, енотовидные собаки в течение многих дней не покидает своих нор. Из-за коротких ног и значительной весовой нагрузки на след, они, даже при высоте снежного покрова в 10-15 см, оставляют в снегу глубокий след. Еще большая толщина снежного покрова чрезвычайно затрудняет передвижение собак и, поэтому, нор они не покидают.

В начале зимы сон енотовидной собаки крепкий, просыпается она только в оттепели. Уровень обмена веществ во время такого она у нее снижается на 25 %, что значительно экономит резервные жировые запасы. А пополнять их - ох как трудно! Исчезли насекомые, попрятались земноводные и пресмыкающиеся, нет овощей и фруктов. Львиную долю из того скудного корма, который все же удается разыскать, составляет падаль. Иногда удается найти замерзшую ослабевшую птичку или поймать полевку или домовую мышь. Они-то и привлекают собак к скирдам соломы, в которых, нередко, устраивают себе норы: тепло, уютно и корм рядом. Так и проходит зима.

На своей родине, Дальнем Востоке, енотовидная собака является объектом интенсивного промысла, давая высокий, густой и прочный, хотя и несколько грубоватый мех. Мясо ее, обладающее высокими питательными качествами, вдет в пищу. Все это послужило причиной широкомасштабного расселения и акклиматизации этого полезного и нужного зверька во многих районах Евразийского континента, где он успешно прижился, обогатив местную охотничью фауну.

Автор: И.Л.Евстафьев