Акарозы птиц: Кнемидокоптозы, Эпидермоптоз, Сирингофилёз. Инвазионные болезни птиц: лечение, профилактика: Заболеваемость, возбудитель, профилактика, заражение

Акарозы птиц

Инвазионные болезни

Перейти в оглавление раздела: Инвазионные болезни

* Инвазионные болезни птиц

Кнемидокоптозы

Кнемидокоптозами называют заболевания птиц, вызываемые саркоптоидными клещами рода Knemidocoptes.

Кнемидокоптесы развиваются по схеме яйцо - личинка - протонимфа - телеонимфа - имаго (самцы и самки). Превращение от личинки до имаго происходит за 3-4 недели. Клещи питаются клетками эпидермиса и тканевой жидкостью. Половозрелые стадии сравнительно устойчивы к воздействию внешней среды и в зависимости от влажности и температуры могут выживать 2-10 суток.

Кнемидокоптозом болеют куры, индейки, цесарки, павлины, фазаны, куропатки, голуби и многие комнатные птицы. Куры болеют независимо от породы, пола и возраста. Источником инвазии служат больные птицы. Способствуют перезаражению петухи, которые болеют чаще и интенсивнее, чем куры. Болезнь проявляется и распространяется в теплое время года (весна, лето). В холодное время инвазия распространяется медленнее или затухает и инвазированные куры становятся бессимптомными клещеносителями.

Клиническая картина

Кнемидокоптоз ног (чесотка ног, "известковая нога") - возбудитель Кп. mutans.

Первые симптомы болезни появляются у кур с 5-7-месячного возраста. Воспалительный процесс развивается исключительно на ногах, книзу от скакательного сустава. Болезнь протекает хронически. Кожа становится грубобугористой, роговые чешуйки оттопыриваются, появляется слабый зуд. Куры долго стоят на одной ноге, сжимая и разжимая фаланги поднятой конечности, ударяя клювом по пораженным участкам ног. Роговой слой разрастается, образуются массивные серые корки толщиной 1-1,5 см. Кератозные напластования покрываются трещинами, из которых выделяется сукровица, засыхающая на поверхности. С развитием гиперкератоза куры передвигаются с трудом, хромают, часто лежат. В осложненных случаях воспаляются суставы, наступает частичная или полная потеря фаланг, развивается прогрессирующее истощение, уменьшается или прекращается яйценоскость, нередко болезнь заканчивается летально.

Кнемидокоптоз тела (тельная чесотка) - возбудитель Кп. gallinae.

В области крестца, на бедрах, спине и животе, иногда в области головы и верхней части шеи образуются мелкие узелки, кожа краснеет и покрывается тонкими серовато-белыми чешуйками. Контурные перья выпадают или обламываются, куры имеют линяющий вид. Зуд приводит к саморасклеву и травматизации. Вначале зуд слабый, но по мере развития процесса усиливается, и птица выщипывает перья. Отмечаются исхудание, снижение или прекращение яйценоскости. При тяжелых формах болезни часто гибнут петухи.

Диагноз устанавливают на основе клинической картины болезни, сезонности и акарологического исследования.

Лечение и профилактика

Для лечения используют акарицидные препараты, рекомендуемые для борьбы с саркоптоидозами животных (исключая препараты гексахлорана).

При кнемидокоптозе ног их обрабатывают в ножных ваннах при температуре 40-45°С, погружая ноги птицы по скакательный сустав. Можно втирать в пораженные конечности лекарственные мази, линименты, эмульсии.

При кнемидокоптозе тела акарициды втирают в пораженные участки или обрабатывают препаратами в аэрозольных упаковках. Кур можно купать, фиксируя крылья и голову, погружая в акарицидную жидкость (до минуты), подогретую до температуры тела.

При тяжелой форме болезни птиц лечить нецелесообразно - их подвергают убою.

Птицу, подозреваемую в заражении, обрабатывают с профилактической целью. Птичник подвергают дезакаризации, после чего поверхности белят свежегашеной известью. Можно проводить биологическую дезакаризацию помещений и выгульных двориков, освободив их от птицы на месяц.

Эпидермоптоз

Болезнь вызывается клещами из отряда Acantormes, вида Epidermoptes bilobatus.

Цвет клещей желтоватый, они живут на коже, под чешуйками эпидермиса, у основания перьев, среди пуха, но не в перьях. Эпидермоптозом болеют как молодые, так и взрослые птицы.

Болезнь характеризуется сезонностью, проявляется и распространяется преимущественно в теплое время года.

Клиническая картина

В местах обитания клещей кожа гиперемирована, эпидермис шелушится, выпотевшая лимфа засыхает, образуя корки, сначала тонкие, отрубьевидные, затем толстые, слоистые, грязно-бурого цвета. Под корками находится мокнущая поверхность, издающая неприятный запах. Зуд умеренный или отсутствует. На пораженных участках часть перьев выпадает, а оставшиеся взъерошены.

Диагностика

Диагноз ставят на основании эпизоотологических данных, клинических признаков и обнаружения в соскобах кожи возбудителя болезни.

Для обнаружения перьевых клещей других видов, паразитирующих в перьях и очинах, проводят исследование. Клещи имеют вид мелких темных точек, расположенных поодиночке или рядами между бородками опахал. Если очин пера непрозрачен, то его следует расщепить и исследовать, нет ли внутри его перьевых (семейство Dermoglyphidae) или тромбидиформных (семейство Syringophilidae) клещей.

Лечение и профилактика

Лечение состоит в обработке пораженных участков кожи акарицидами (мази, линименты, эмульсии, порошки и др.). Для тотальной обработки птицу опрыскивают акарицидными препаратами Одновременно проводят дезакаризацию помещения, оборудования, инвентаря.

Профилактика основана на выполнении зооветеринарных правил содержания, кормления птицы и ухода за ней. Вновь поступающих в хозяйство птиц карантинируют, при необходимости исследуют соскобы кожи и перьевой покров.

Сирингофилёз

Заболевание птиц, вызываемое паразитированием тромбидиформных клещей Syringophilus bipectinatus.

Клещи обитают в полостях очинов крупных контурных перьев тела и крыльев. Живут колониями. В развитии проходят фазы яйца, личинки, протонимфы, дейтонимфы и имаго. Поражают здоровые перья, проникая через щелевидный канал сосочка пера.

К сирингофилезу восприимчивы куры, цесарки, индейки, утки, голуби и воробьиные. В холодное время года болезнь протекает спорадически и наибольшее развитие принимает в теплое время.

Клиническая картина

Первые признаки болезни проявляются у кур в возрасте 5-7 месяцев. Это связано с формированием контурных перьев у птиц и массовым расплодом клещей в очине пера, способным вызывать патоморфологические изменения в местах паразитирования (до 3 месяцев после заражения). Заболевание часто начинается в области рулевых перьев, а затем распространяется на другие участки тела. Пораженные перья утрачивают блеск, прозрачность, искривляются и темнеют в стержневой части. Перья преждевременно выпадают или обламываются. Птица испытывает зуд, что приводит к саморасклеву. Появляются оголенные участки с покрасневшей кожей. Птица истощается, яйценоскость снижается или прекращается.

Диагностика

Заболевание устанавливают на основании клинических признаков и обнаружения клещей. Исследуют самопроизвольно выпавшие или извлеченные перья, визуально отличающиеся от здоровых. Полость очина вскрывают косым разрезом, содержимое (пылевидную желтовато-серую массу) высыпают на предметное стекло и исследуют в раздавленной капле с двойным количеством воды или керосина.

Лечение и профилактика

В достаточной мере не разработаны. При единичных случаях заболевания птица подлежит убою на мясо. При большой экстенсивности инвазии наиболее действенная мера - заменить всю птицу на здоровое поголовье.

Источник: : http://webpticeprom.ru