Резервуар возбудителя инфекции. Трансмиссивные болезни

Резервуар возбудителя инфекции

Перейти в оглавление раздела :Информация о природных инфекциях

Зоонозные инфекции: резервуар возбудителя инфекции

Резервуар возбудителя инфекции - это живые организмы, обеспечивающие существование в природе возбудителя заразной болезни как вида.

Термин «резервуар возбудителя инфекции» достаточно широко используется в мировой медицинской литературе, в т.ч. и советскими исследователями. Но определение его может быть различным. Так, некоторые исследователи отождествляют понятия «источник инфекции» и «резервуар возбудителя инфекции», считая, что последним могут быть только больные или носители возбудителей. Другие разделяют эти понятия, относя к Р. в. и. хозяев возбудителя — человека и позвоночных животных как вид в целом, а к источнику инфекции — только больных и носителей возбудителя, т.е. конкретные организмы, от которых произошло заражение.

Уточняя понятие «резервуар возбудителя инфекции» как хранилища возбудителей инфекции, к нему относят живой организм животного или человека), в котором возбудитель заразной болезни сохраняется как вид. Это обусловлено тем, что при многих зоонозах не все животные — хозяева возбудителей способны сохранять их как вид, и, таким образом, не все животные, будучи источником или переносчиком возбудителей инфекции (см. Переносчики возбудителей инфекции), являются и Р. в. и. Так, при большинстве зоонозов многие животные — источники возбудителей инфекции, хотя и имеют большое эпизоотическое (эпидемическое) значение, однако не обеспечивают непрерывности циркуляции возбудителя, т.к. вовлекаются в эпизоотический процесс лишь в годы большой их численности или в определенный сезон года, в период эпизоотии среди животных других видов. В межэпизоотические периоды они не участвуют в эпизоотическом процессе (например, домовые мыши в природных очагах чумы), и с их популяциями возбудитель в это время не связан. Поэтому, например, в очагах чумы всех позвоночных животных — хозяев возбудителей принято делить на так называемых основных и второстепенных носителей возбудителей, причем возбудитель как вид сохраняется в природных очагах чумы на территории нашей страны только в популяциях основных носителей — некоторых видов сурков, сусликов, песчанок, полевок, пищух. Сохранение возбудителей некоторых инфекций обеспечивается не только позвоночными, но и беспозвоночными животными — переносчиками возбудителей, например иксодовыми клещами — возбудителей клещевого энцефалита. Таким образом, Р. в. и. могут быть не только животные (источники инфекции), но и некоторые переносчики возбудителей.

Наибольшее распространение в литературе получил термин «резервуар возбудителя инфекции в природе» применительно к природно-очаговым зоонозам. Он подразумевает позвоночных и беспозвоночных животных — хозяев возбудителей, в популяциях которых возбудитель сохраняется как вид (см. Природная очаговость). Считается, что ими являются виды животных, сохраняющие возбудителя в межэпизоотический период.

Высказывается мнение, что к резервуару возбудителей антропонозной инфекции можно отнести лиц, в организме которых возбудитель сохраняется в межэпидемический период, что наблюдается при хроническом, затяжном, латентном «медленном» течении инфекции или носительстве возбудителей (см. Носительство возбудителей заразных болезней). Таковыми, например, являются бактерионосители при брюшном тифе, паратифах.

При сапронозах — инфекционных болезнях, возбудители которых (сапрофиты) существуют, развиваются, размножаются и сохраняются как вид в окружающей среде (почва, вода и др.), резервуаром возбудителей является указанная выше среда их обитания в природе (например, таковым является резервуар возбудителей легионеллеза, гистоплазмоза и др.)

Меры в отношении Р. в. и. наиболее рациональны и эффективны в борьбе с заразными болезнями, т.к. направлены на подавление возбудителя как вида. С биологической точки зрения комплекс таких мероприятий является наиболее целенаправленным, перспективным и экономичным, например уничтожение иксодовых клещей при борьбе с клещевым энцефалитом