Дирофиляриоз у собаки, кошки: эпизоотология

Дирофиляриоз: эпизоотология

Dirofilaria immitis = Дирофилярия

Дирофиляриоз: эпизоотология

Оглавление раздела : Дирофиляриоз
Перейти в оглавление раздела : Информация о природных инфекциях

В настоящее время установлено, что существуют как природные, так и синантропные очаги дирофиляриоза. При этом, источником инвазии для заражения комаров в синантропном очаге являются домашние собаки, инвазированные дирофиляриями, реже кошки, а в природном очаге — различные представители семейств кошачьи (Felidae) и собачьи (Canidae).

Dirofilaria immitis = Дирофилярия

Заражение человека и животных происходит только в период активности различных видов комаров примерно с мая по сентябрь, с незначительными колебаниями в зависимости от географической зоны. Возрастанию передачи возбудителей дирофиляриоза от диких плотоядных к домашним животным и человеку в последние годы способствуют такие факторы как увеличение числа бродячих животных, массовая их миграция в природе и населённых пунктах, процесс урбанизации и потепление климата. Установлено, что поражённость городских собак дирофиляриозом в Ростове-на-Дону в отдельных очагах колеблется от 3,6 до 30,0 %. А наибольшая поражённость личинками дирофилярий была выявлена у комаров рода Aedes (31 %) и Culex (17 %), у видов рода Anopheles она составляет всего 2,5 %.

В связи с тем, что в ряде городов Украины, Беларуси и Европейской части России население страдает и в зимние месяцы от нападения комаров на людей и животных, то проблема дирофиляриоза выглядит по новому. При наличии больной собаки или кошки в условиях городской квартиры теперь передача инвазии может осуществляться практически круглогодично благодаря так называемым «подвальным» комарам рода Culex (C. p. molestus). Комары, выплодившись в подвалах, могут залетать в квартиры по вентиляционной системе современных многоэтажных зданий с центральным отоплением.

Личинки комаров C. p. molestus с успехом могут развиваться в лужах воды, появляющихся в теплых подвалах зданий в результате утечки воды из труб или при фильтрации почвенных вод вследствие неудовлетворительной гидроизоляции фундамента. Самки вида C. p. molestus характеризуются автогенностью, то есть способны завершить свой первый гонотрофический цикл и отложить первую яйцекладку без предварительного питания кровью, используя для развития яичников запас питательных веществ, полученный ещё на фазе личинки. И хотя самки комаров питаются на человеке и домашних животных, но подвале локальная популяция C. p. molestus может поддерживаться длительное время и без питания их на человеке. А при второй гонотрофический цикл эти комары могут проделывать только после приема порции крови человека или животного. А в подвалах практически повсеместно находят себе приют не только многочисленные грызуны, но и кошки, охотящиеся на них или живущие за счет мусорных баков и т.п. или благодаря «заботливым» старушком… В связи с этим увеличивается эпидемическая опасность в отношении круглогодичной передачи инвазии дирофилярий.

В весенне-летний период риск заражения людей дирофиляриозом значительно увеличивается, так как за счет миграционных процессов возникают благоприятные социально-экологические предпосылки для нарастания темпа эпизоотического процесса.

Читать дальше :* Дирофиляриоз