Происхождение Земли, геологическая история Земли, палеонтология, геологические эры, палеозойская эра, полеозойская эра, кайнозойская эра, архейская эра. Затерянный мир. Динозавры, развитие Земли.

Развитие жизни на Земле

Земная кора, или литосфера.

Читать далее: Происхождение жизни на Земле

Возраст Земли составляет около 4,5 миллиардов лет. Ответить на вопрос, как образовалась Солнечная система и наша планета Земля, позволяет следующая теория.

Солнечная система, т.е. Солнце, Земля и другие планеты образовалась одновременно и как единое целое. Изначально на месте Солнечной системы была туманность, представлявшая из себя огромное вращающееся дискообразное облако, состоящее из холодного газа и «космической пыли». ФотоПо мере ее уплотнения этого облака, из этой холодной и распыленной массы и выделялись группы отдельных сгущении, которые постепенно превратились в Солнце и планеты.

Сгущение, которое позднее стало Землей, первоначально имело диаметр в несколько миллионов километров. В ней все составляющие ее частицы находились еще очень далеко друг от друга, и только со временем это сгущение уплотнилось и уменьшилось настолько, что образовалась наша Земля, имеющая ныне диаметр около 13400 километров.

В процессе образования Земли, ее частицы постепенно сближались друг с другом под действием сил тяготения, одновременно, в результате бесчисленных столкновений, теряли свою энергию. В процессе гравитационного сжатия происходило резкое уплотнение массы с образованием твердого тела и при этом выделялось такое большое количество тепла, что оно было очень горячим и стало плавиться .

Частицы железа, входившие в состав молодой, горячей и уплотняющейся Земли, плавились и в виде капель постепнно опускались к центру Земли. Здесь происходило накопление железа и других минералов, в результате чего образовалось существующее и ныне ядро Земли. Более легкие частицы, состоявшие в основном из силикатных минералов, образовали толстый слой, окруживший более тяжелое ядро. ФотоТак образовалось вокруг земного ядра мантия. Благодаря тому, что толстый слой силикатов, составляющий мантию, плохо проводит тепло, он препятствует его оттоку от нагретой внутренней части Земли. При этом мантия в ее глубоких частях, несмотря на высокую температуру, не расплавилась, так как вес вышележащих толщ создавал слишком высокое давление. И только во внешней части мантии, где слой перекрывающих пород был значительно тоньше и давление меньше, частично плавились минералы с наинизшей точкой плавления, что и создавало магму. Поэтому магма по своему составу и весу отличалась от исходной породы, а ее состав приближался к базальтовому слою.

Таким образом, более легкие массы вновь образованной базальтовой магмы имели тенденцию к медленному поднятию, что наблюдалось во многих местах Земли. На поверхности Земли, где температуры были более низкими, они постепенно затвердевали и со временем здесь образовывалась кора. Земная кора, покрывавшая всю поверхность планеты, состояла из базальтов - продуктов избирательного плавления и ее состав отличался от состава мантии. Это избирательное плавление некоторых компонентов первичных юных пород, вероятно, представляло собой первый процесс длинной цепи процессов постепенной дифференциации первичной магмы и формирования горных пород, слагающих земную кору.

Атмосфера и гидросфера.

А как образовались атмосфера и гидросфера? В процессе плавления различных компонентов Земли, некоторые минералы  под действием температуры, давления и химически активной среды в магме легко разлагались на составные химические элементы. Среди веществ, высвобождавшихся таким образом, были водород, азот, окись углерода, двуокись углерода и вода. Поднимающаяся магма выносила эти вещества на поверхность Земли. Здесь, эти газообразные вещества выделялись из застывающей магмы, постепенно создавая атмосферу Земли, которая на ранних этапах была по своему происхождению целиком вулканической. В ее состав входили газы метана, водяного пара, аммиака, водорода, азота, и, возможно, некоторого количества окиси и двуокиси углерода.

Основной отличительной чертой древней атмосферы от современной было то, что свободного кислорода в ней не было совсем, так как он был связан в ней в различных химических соединениях.

Образование гидросферы связано теснейшим образом с атмосферой, содержавшей большое количество водяного пара, поступавшего из вулканов. По мере остывания поверхности планеты, водяной пар конденсировался и выпадал на нее в виде дождя. Вся выпадавшая дождевая вода скапливалась в понижениях земной поверхности. Такие первичные озера постепенно росли и сливались, постепенно образовав океан. Этот процесс положил начало круговороту воды на планете.

А с образованием атмосферы, содержавшей углекислый газ и воду, в результате тесного соприкосновении с выходящими на поверхность молодыми базальтовыми породами, началось их выветривание. Дождевые потоки несли продукты выветривания пород и растворенные вещества (смесь многих солей) в новые озера. Так началось постепенное засоление водоемов и формирование так называемой морской воды.

Таким образом, составные части земной коры были созданы в ходе вулканической деятельности, проявлявшейся одновременно с выветриванием пород, а составные части атмосферы и гидросферы постепенно "испарились" из горячих глубин Земли. Такой перенос их вверх в виде газов, растворенных в поднимающейся магме, и выделение при извержениях вулканов происходил, начиная с самых ранних этапов истории Земли, хотя и до сих пор на поверхность Земли поступают различные газы, в том числе и вода.