Эволюция птиц Предшественники птиц.Ху в перьях. Археоптерикс и его роль в научном мире. Археоптерикс

Эволюция птиц

Эволюция птиц

* Археоптерикс * Археоптерикс - роль в научном мире
* Древние ископаемые птицы и их предшественники
* Происхождение позвоночных ЖИВОТНЫХ

Эволюция птиц началась в юрском периоде. Самым древним из известных видов птиц считается археоптерикс (Archaeopteryx lithographia). На основе исследований экземпляров археоптерикса выдвигались различные гипотезы филогенетических отношений птиц, но общепринятой филогении нет.

Текодонтная гипотеза. Эту гипотезу предложил в начале XX века Герхард Хайльманн, основываясь на детальном обзоре биологии птиц (включая археоптерикса) и рептилий. По его мнению, наиболее близкими родственниками птиц следует считать триасовых псевдозухий (из надотряда текодонтов). Текодонтная гипотеза была общепринятой в середине XX столетия и поддерживается сегодня рядом специалистов. Однако вплоть до настоящего времени среди псевдозухий не удалось обнаружить форм филогенетически близких к археоптериксу или другим ранним птицам.

Гипотеза Уокера. Уокер обосновывал в 70-ых годах XX века родство археоптерикса и всех птиц с триасовыми архозаврами из подотряда сфенозухий, родственных современным крокодилам. Аргументы Уокера неоднократно критиковались, и сам автор в последствии признал гипотезу несостоятельной.

Тероподная гипотеза. Гипотеза первоначально была выдвинута Томасом Генри Хаксли в XIX веке. В 70-ых годах XX века её возродил Джон Остром. Основываясь на сравнении пересмотренной им остеологии археоптерикса и тероподных динозавров (в особенности описанного им дейнониха), Остром заключил, что ближайшими родственниками археоптерикса являются целурозавры из семейства дромеозаврид. В последствии выводы Острома были подтверждены кладистическими исследованиями, обнаружением экземпляров целурозавров с отпечатками перьев, сравнением микроструктуры яичной скорлупы и репродуктивной биологии целурозавров и птиц. Сегодня тероподная гипотеза принимается большинством палеонтологов.

Другие гипотезы. После открытия протоависа Санкаром Чаттерджи в 1984 году, появился ряд новых гипотез. По мнению самого Чаттерджи, древнейшей птицей явялется протоавис, а не археоптерикс. При этом ближайшими родственниками птиц являются триасовые цератозавры – группа тероподных динозавров, обладавшая рядом существенных особенностей, характерных для птиц (близкое к гетероцильному строение шейных позвонков, сплав тазовых костей и другие). Эти особенности скелета цератозавров традиционно расцениваются как результат конвергенции. Гипотеза дифилитического происхождения птиц, разрабатываемая Евгением Николаевичем Курочкиным из Палеонтологического института РАН частично основывается на изучении протоависа. Согласно этой гипотезе, веерохвостые птицы произошли от некоторой группы юрских архозавров, близким родственником которых является протоавис. Ящерохвостые птицы (например, археоптерикс и энанциорнисы) являются потомками тероподов..