Виды динозавров: Плезиозавр, Плиозавр, Платекарпус. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Отряд: Plesiosauria † = Плезиозавры

* Мезозойская эра: динозавры в воде

Семейство: Plesiosauridae † = Плезиозавры

Плезиозавры жили с триасового по меловой периоды (около 199,6 - 65,5 млн лет назад). Расцвет этой группы древних рептилий пришёлся на юру — ранний мел. Хотя плезиозаврам приходилось регулярно выныривать на поверхность, чтобы вдохнуть воздуха, они были прекрасно приспособлены к жизни в водоемах.

Плезиозавры имели бочкообразной формы тело с четырьмя конечностями в виде ласт. Плезиозавры были разнообразны по внешнему виду. У одних видов были длинные шеи и маленькие головы, у других — короткие шеи и огромные головы. Обитали плезиозавры в соленой воде морей и океанов.

Останки плезиозавров обнаружены на всех континентах, в том числе и в Антарктиде.

Первая задокументированная находка плезиозавра была сделана в 1824 году в Англии, в окрестностях городка Лайм-Реджис. Любитель-палеонтолог Мэри Эннинг откопала полный скелет раннеюрского плезиозавра вида Plesiosaurus dolishodeirus в скальной породе на берегу моря. Мэри продала этот скелет и вскоре он попал в руки палеонтолога Уильяма Коньиром, который описал ящера в тот же год. А Мэри Эннинг спустя некоторое время обнаружила ещё два скелета.

В 1868 году палеонтолог Эдвард Дринкер Коп описал из Верхнемеловых отложений Канзаса (США) плезиозавра Elasmosaurus platyurus.  С тех пор останки плезиозавров обнаружены на всех материках, особенно останки многочисленны в юрских отложениях Европы; в СНГ останки плезиозавров встречаются в Среднем Поволжье, Заволжье, северо-западной части Казахстана и Якутии.

Выделяют два подотряда плезиозавров — длинношеих плезиозавроидов (включая семейство цимолиазавров) и короткошеих плиозавроидов. Самые крупные плезиозавры — плиозавроиды родов кронозавр (Kronosaurus) из верхнего мела Австралии и лиоплевродон (Liopleurodon) из верхней юры Европы, России и Южной Америки. И тот, и другой могли достигать 15 м в длину. В фильме Би-би-си «Прогулки с динозаврами» показан гигантский 25-метровый лиоплевродон. Но эти цифры далеки от истины. Останки, якобы принадлежавшие гигантскому лиоплевродону из Англии на самом деле принадлежали гигантскому динозавру. Но в 2005 году в Мексике были обнаружены останки гигантского плиозавра, длина которого, судя по расчётам, достигала 20 м.

Плезиозавры в основном питались моллюсками и рыбой. Крупные виды питались другими морскими рептилиями и летающими ящерами. Один из обнаруженных палеонтологами плезиозавров сохранил в области желудка остатки своей последней терапезы — труп летающего ящера, кости рыбы и раковину аммонита.

Платекарпус (Platecarpus)

Платекарпус был вероятно самым распространенным родом мозазавров в Западном Внутреннем Море в течение Мела в Канзасе. Есть несколько противоречий относительно описания рода Platecarpus, так как включает несколько разнообразных, и возможно несвязанных форм. Они были животными среднего размера, достигая приблизительно 7 метров в длине.

По сравнению с тилозавром, Plioplatecarpine mosasaurs имел намного менее крупные зубы. Предлагается, что они питались более мелкой (или более мягкой) добычей, типа маленькой рыбы и кальмаров. Интересная анатомическая особенность мозазавров - существование зубов в небе (pterygoid) черепа. Эти зубы шли двумя рядами и были изогнуты назад. Поэтому добыча могла двигаться только в одном направлении - в глотку. Platecarpine mosasaurs развился в очень специализированную plioplatecarpine группу к концу Мела.