Ютараптор Utahraptor = Ютарапторы. Рапторы динозавры или Дромеозавры. Семейство: Dromaeosauridae † Matthew et Brown, 1922 = Велоцираптор, Вулканодон. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Род: Utahraptor = Ютарапторы

Род: Utahraptor Kirkland, Gaston & Burgef, 1993 = Ютарапторы

Вид: Utahraptor ostrommaysi Kirkland, Gaston & Burgef, 1993 = Ютараптор

Читать дальше: Виды рапторов

Ютарапторы - в переводе с греческого значит "воры из Юты" или  букв. «похититель из Юты». Они жили на территории нынешней Северной Америки в ранем меловом периоде (барремский ярус)  в период 132—119 млн лет (по другим оценкам - около 130 — 125 миллионов лет) назад. Их останки обнаружены в штате Юта, (США), откуда и название.

Ютараптор — род плотоядных ящеротазовых динозавров средних размеров, имевших длину тела до 7 м в длину.  Ютарапторы охотились, по-видимому, небольшими стаями и имели развитый интеллект, который сопоставим с интеллектом некоторых птиц. Именно это, возможно, и позволяло им охотится на некоторых относительно крупных динозавров.

В 1991 году палеонтологами Джеймсом Киркландом, Робом Гастоном и Доном Бургом были впервые обнаружены останки ютараптора. Место находки - округ Гранд Каунти (формация Cedar Mountain) штата Юта. Вновь найденому раптору дали имя «ютараптор». Найденные останки поступили для хранения в музей Доисторической жизни, находящийся при колледже Землеведения в Юте. Знаменитые американские палеонтологи Джон Остром и Крис Мейс в 1993 году официально утвердили название «ютараптор», а затем описали динозавра как Utahraptor ostrommaysi. Таким образом, первый и единственный скелет ютараптора на данный момент имеется и смонтирован в музее Доисторической жизни в Юте.

Дромеозавриды или рапторы, считалиь мелкими животными, достигавшими не более двух метров в длину, пока небыл открыт ютараптор. А ютараптор достигал в длину целых 7 метров. Он, как и все дромеозавриды, на втором пальце каждой из задних лап имел огромный серповидный коготь, длиной до 24 сантиметров, который и служил ему основным оружием.

Ближайшими известными родственниками ютараптора из семейства дромеозаврид, являются дромеозавр (Dromaeosaurus) из верхнего мела Северной Америки и ахиллобатор (Achillobator giganticus) из верхнего мела Монголии.

Сейчас имеется самое известное произведение о ютарапторах — книга «Краснокожая хищница» палеонтолога Роберта Бэккера, которая написана на основе реальных исследований, но художественным языком. В книге показывается год из жизни самки ютараптора, её переживания, семейные отношения, странствия и испытания. И хотя герои книги - динозавры не разговаривают, но их рассуждения выражается в форме мыслеобразов. Бэккер является активным сторонником теории, что динозавры были активными теплокровными животными, родичами птиц. Видимо поэтому, ютарапторы в книге лишены перьев, но проявляют многие качества птиц, особенно в языке тела и стайной иерархии...