Зауроподы-титанозавры: Апатозавр (=бронтозавр) . Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Бронтозавры (апатозавры)

Род: Apatosaurus (Brontosaurus) † Marsh, 1877 = Апатозавры, бронтозавры

Апатозавры или бронтозавры — вымершие гигантские динозавры, жившие в юрский период мезозойской эры. Известен по двум скелетам 24-26м длиной. До недавнего времени его называли бронтозавром, но с ним было связано столько вопросов, что его переименовали в апатозавра, что означает «Ложный ящер» или«ящер, который вводит в заблуждение». Другое, более редкое имя – Atlantosaurus, которое также было дано во время знаменитой «динозавровой лихорадки», когда в стремлении описать как можно больше разновидностей, ученые присваивали часто разные названия одному и тому же роду или виду.

До 1975 г Apatosaurus не имел своей головы и поначалу носил череп Camarasaurus. Но позже оказалось, что ящер был просто массивным родственником Diplodocus, а найденные позже черепа с отчётливыми следами нервов и кровеносных сосудов. имели примерно тот же размер и строение и поэтому на современных реконструкциях череп заметно меньше.

В настоящее время известны все части скелета апатозавра зФотоа исключением некоторых частей нижней челюсти. Оотличительные особенности апатозавра от других diplodocids - кости, особенно шеи и передних лап, гораздо более крупные, а хвостовой позвоночник короче и менее специализирован, а разветвленные шевроны на нём менее развиты.

Апатозавр был самым тяжеловесным представителем зауроподов, или ящероногих динозавров - масса его тела достигала 40 тонн. Небольшая голова располагалась на длиннющей шее. Основную часть тела апатозавра составляло туловище, стоящее на четырех мощных колоннообразных ногах. Позади находился длинный хвост.

Обитали они в Северной Америке (запад США), и возможно в Европе. Насчитывалось пять видов этих динозавров

Апатозавр был чуть меньше диплодока, но при весе до 40 тонн выглядел гораздо тяжелее (столько же, сколько весят 5 слонов), а возвышался над землей на 5 метров. Апатозавр, вероятно, защищался от нападавших хищников ударами хвоста и острыми когтями, расположенными по одному на каждой передней конечности. Но ни один хищник не мог справиться со взрослыми особями этого великана. Найденные кости апатозавра имели следы от зубов аллозавра, но нельзя сказать наверняка: толи на такого гиганта осмеливались нападать, когда он ещё жил, толи аллозавр растерзал уже мертвое тело.

Как и в случае с диплодоком нам почти неизвестно, как он жил. Многие годы ученые читали, что он подниматься на задние лапы чтобы питаться, используя хвост как подпорку. Но недавние исследования показали, что его шея была удивительно не гибкой, так что когда он стоял на всех четырех конечностях, то мог вытягивать её лишь на пять метров над землёй.

Апатозавры были растительноядными животными. Еще до недавнего времени палеонтологи считали, что столь тяжеловесные рептилии вынуждены были проводить большую часть своей жизни в воде. Считалось, что на суше его берцовые кости “подломились бы” под тяжестью колоссальной туши. Однако находки последних лет, особенно отпечатки их ног, говорят о том, что зауроподы предпочитали бродить по мелководью, но нережко выходили они и на твердую почву.

По отношению к размерам тела, бронтозавры обладали крайне маленьким мозгом, весившим не более фунта. В области крестцовых позвонков бронтозавра имелось расширение спинного мозга. Это расширение было гораздо более крупным, чем сам головной мозг, и поэтому являлось своеобразным вторым мозгом, на который было возложено управление мускулатурой задних конечностей и хвоста.

Апатозавры жили стадами, как слоны, что создавало ряд преимуществ, в частности, так можно было лучше защищаться от хищников, особенно молодым животным.

Найдены останки самого большого динозавра Австралии.

Самая большая окаменелость динозавра когда-либо найденная в Австралии, представлена в Музее Квинсленда. Останки этого крупнейшего динозавра рода зауроподов были найдены около Винтона в западном Квинсленде, Австралия. Зауроподы Австралии имели длину 21 метр. Они существовали 95 миллионов лет назад, когда Австралия была еще частью Гондваны.

Предварительно считалось, что Австралийский бронтозавр принадлежал к группе, которые довольно широко были распространены по всему единому материку - Гондване, который существовал когда-то во времена динозавров.

Появление ископаемых останков бронтозавра, доказывает уникальность Австралийской группы зауроподов. Эксперты надеются, что дальнейшие земляные работы по раскопкам окаменелостей, позволят найти большую часть полного скелета зауропода, одного из самых больших динозавров, передвигавшихся когда-то по континенту.

Найденные кости, которые пока составляют не более 5% от всего скелета динозавра, были выставлены в Квинследском музее. Распределение в почве найденных костей говорит о том, что есть большая вероятность того, что большая их часть остается пока в грунте, рядом с первыми находками.