Летающие динозавры: Rhamphorhynchus † = Рамфоринхи. Рамфоринх. Rhamphorhynchus. Птерозавры = Pterosauria. Летающие динозавры: Птеранодон, Птеродактиль. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Подотряд: Rhamphorhynchoidei, или Pterodermata † = Рамфоринхи

Летающие динозавры: Rhamphorhynchus † = Рамфоринхи

Читать: * Птерозавры* Птеродактиль

В юрский период впервые появляются летающие ящеры. Летали они при помощи кожистой оболочки, натянутой между длинным пальцем кисти и костями предплечья. Летающие ящеры были хорошо приспособлены к полету. Они имели легкие трубкообразные кости. Чрезвычайно удлиненный внешний пятый палец передних конечностей состоял из четырех суставов. Первый палец имел вид маленькой кости либо совсем отсутствовал. Второй, третий и четвертый пальцы состояли из двух, реже трех костей и имели когти. Задние конечности были довольно сильно развиты. На их концах имелись острые когти. Череп летающих ящеров был сравнительно крупным, как правило, удлиненным и заостренным. У старых ящеров черепные кости срастались и черепа становились похожими на черепа птиц. Межчелюстная кость иногда разрасталась в удлиненный беззубый клюв.

У зубатых ящеров зубы были простыми и сидели в углублениях. Самые крупные зубы находились спереди. Иногда они торчали в сторону. Это помогало ящерам ловить и удерживать добычу. Позвоночник животных, состоял из 8 шейных, 10-15 спинных, 4-10 крестцовых и 10-40 хвостовых позвонков. Грудная клетка была широкой и имела высокий киль. Лопатки были длинными, тазовые кости срослись. Наиболее характерные представители летающих ящеров – птеродактиль и рамфоринх.Рамфоринхи в полете в качестве руля использовал вертикальную хвостовую лопасть. Кроме того его тело было покрыто шерстью, что несвойственно пресмыкающимся. Поэтому ученые присвоили ему латинское название, которое переводится как "нечисть волосатая". Шерсть служила для сохранения тепла тела.

Величина: (размах) 1,75 м. Время обитания: Юрский период. Место обитания: Африка, Европа. Семейство: Птерозавр. Значение названия: "Нечисть волосатая".

Рамфоринх — один из видов птерозавров, летающих ящеров. Ближайший его сородич — птеродактиль. Чем же отличались эти два вида крылатых существ? Различие кроется уже в самих названиях: «рамфоринх» — «нос, как клюв», «птеродактиль» — «крылатый палец». Ошибочно полагать, что рамфоринхи — ближайшие родственники летучих мышей или птиц. Да, действительно, и ящеров, и птиц, и летучих мышей объединяет умение летать. Да, многие повадки и способности у них похожи. И в то же время ничего общего между ними нет: каждый вид развивался по-своему, у каждого — своя эволюция.

В отличие от Птеродактиля , рамфоринхи обладали сильными задними конечностями, на концах которых были острые когти. Самые крупные зубы у рамфоринха располагались спереди и чаще всего торчали в разные стороны.

Летит по небу такой крылатый ящер, и вся мелюзга на земле и на море спешит спрятаться, а то мигом окажешься в небе — либо в когтях у хищника, либо в зубах. И сколько не старайся — не вырвешься, очень крепки зубы ящера… Повадками рамфоринх больше напоминал птицу: ходил по суше, мог взлетать с земли или с поверхности воды, тогда как птеродактиль отдыхал на ветке или на круче скал и мог взмыть в небо только с определенной высоты.

У птеродактилей хвост был коротким или же вообще отсутствовал. Гордость и краса рамфоринха — длинный хвост, который на самом конце имел форму лопасти и служил в полете в качестве руля. Крылья рамфоринха были узкими, а голова — большая, у некоторых особей задние конечности были с перепонками, очень похожими на те, что есть у современных водоплавающих птиц. Именно благодаря такому строению лап рамфоринхи могли садиться на воду и взлетать с ее поверхности.

У многих птерозавров была особая привязанность к своему потомству: они подобно современным птицам весьма заботливо относились к своим детенышам и кормили их, срыгивая пищу.

Конечно же, птерозавры отличались от динозавров, однако есть все основания считать, что произошли они все же от одного вида животных. Первые птерозавры, несмотря на кожистые оболочки, поначалу не умели летать, но постепенно среда заставила их подняться на крыло. Расцвет рамфоринхов и птеродактилей пришелся на мезозойскую эру, позднеюрский период. В конце юрского периода птерозавры вымерли. И до сих пор остается загадкой: что же произошло тогда на Земле?

Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» Адрес статьи:http://www.aif.ru/online/kids/91/de05_31?print