Стегозавры, или колючие динозавры: Стегозавр . Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Семейство: Stegosauridae = Стегозавры

Колючие динозавры: Стегозавр

К группе колючих динозавров относится один из самых таинственных и удивительных по внешнему облику динозавр - это стегозавр. В чем его необычность?

В Северной Америке при раскопках среди костей динозавров было найдено несколько необычных костных пластин. Исследователи предположили, что тело  обнаруженного ископаемого животного было покрыто, по аналогии с чешуйчатыми животными, плотно прилегающим защитным панцирем из роговых чешуй. Поэтому, именно из-за наличия пластин, предположительно расположенных как кровельная черепица, этот ящер и был назван «стегозавром», что означает «кровельный ящер», или «ящер, покрытый чешуйчатыми пластинами». В действительности, как оказалось позже, у стегозавра на спине, от шеи до кончика хвоста  располагались два ряда этих необычных костных шипов или пластин, свободно укрепленных на коже. Пока трудно сказать, как располагались эти пластины, вперемежку или парами одна за другой.

Самый крупный стегозавр был найден в Северной Америке: его длина составляла около восьми метров, а весил он свыше двух тонн. Колючие шипы были только на конце хвоста, а по всему телу торчали пластины, самая большая из которых была высотой 76 сантиметров. У кентрурозавра, динозавра с колючим хвостом, обитавшего в Восточной Африке, пластины на теле постепенно переходили к хвосту в колючие шипы, а у дацентруруса, окаменелые останки которого широко представлены в Европе, имелисьна теле только шипы.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению: для чего же служили пластины? Ответ нужно искать в их образе жизни. Стегозавры и другие колючие динозавры, были четвероногими растительноядными животными. Они нуждались в защите от хищников и в определенных средствах для отпугивания врагов. Однако сами костные пластины, которые были сравнительно легкими и пористыми, для активной защиты были непригодны. Вполне возможно, что некоторые острые шипы животные могли сознательно направлять на противника или хищника. Колючий хвост стегозавра, когда он им размахивал, был опасен для любого противника.

Не исключено, что костные (роговые) пластины были обтянуты тонкой кожей и пронизаны многочисленными кровеносными сосудами, и служили для регулирования температуры тела.

Голова, по своим размерам, была очень маленькой, особенно при сравнении с размерами тела.

Голова колючих динозавров была со своеобразным клювом, снабженным мелкими зубами, пригодными для поедания мягкой растительной пищи в виде листвы и молодых побегов. Чтобы доставать высоко расположенные листья и ветки, животным приходилось вставать на задние конечности.

Колючие и панцирные динозавры были обладателями самого маленького мозга по сравнению с размерами тела. Так, стегозавр размером со слона имел мозг всего с грецкий орех! И видимо, динозавру, безмятежно пасущемуся под защитой своих грозных шипов, такого мозга было вполне достаточно, ведь колючие динозавры просуществовали многие миллионы лет. Более столетия назад американский палеонтолог Отниел Марш, впервые исследовавший полный скелет гигантского динозавра, с изумлением констатировал: "Весьма небольшие размеры головы и мозга говорят о том, что пресмыкающееся было глупым и медлительным животным...". Это мнение настолько укоренилось, что даже в обиходе слово "динозавр" стало синонимом древности и тупости.

Однако, как оказалось, в бедренной области позвоночника у динозавров находилась еще одна, сравнительно крупная полость для нервного центра. По-видимому, как утверждают отдельные исследователи, это утолщение спинного мозга представляло собой своеобразный "второй мозг".

А точнее, это был центр управления нервными путями задней части тела и хвоста. И сейчас, у большинства позвоночных животных с длинными хвостами спинной мозг имеет в этом месте заметное утолщение. А у стегозавров хвост был не просто огромным, длиннее всего тела, но еще и выполнял жизненно важную функцию - служил орудием защиты. Чтобы при целенаправленном ударе можно было точно управлять всеми мускулами хвоста, нужна была достаточно развитая нервная система в начале хвоста.

Однако настоящим мозгом является лишь тот, что заключен в черепе.

В Португалии найден длинношеий стегозавр

В Европе в Португалии сотруднику Нового университета Лиссабона Октавио Матеусу удалось раскопать в деревеньке Мирагайя близ города Лоуринью останки ранее неизвестного науке динозавра. Палеонтологи извлекли череп, кости передних конечностей и части позвоночника. Они принадлежали представителю рода стегозавров, которого Матеус окрестил Miragaia longicollum, что означает «длинношеее из Мирагайи».

Существовавший 150 млн лет назад длинношеий стегозавр Miragaia longicollum имел в два раза более длинную шею, чем остальные представители рода. Стегозавр имел шипы на хвосте и 17 костяных пластин вдоль позвоночника. Мозг весил около 80 г, а сам стегозавр тянул на 4,5 т.

Португальских исследователей поразило количество его шейных позвонков. Обычно их у стегозавров 12−13. У мирагайского завра их 17, что делает его похожим на диплодока и прочих зауроподов.

«Традиционно стегозавры изображались как животные, питающиеся низкорослой растительностью из-за своих коротких передних конечностей и шеи, маленькой головы. Мы создали описание нового стегозавра, обитавшего на территории Португалии в верхнюю юру, которое опровергает эту традиционную версию. У Miragaia longicollum было как минимум 17 шейных позвонков, больше чем у зауроподов, известных своими длинными шеями. Наше исследование свидетельствует об экологическом многообразии стегозавров», — говорит ученый.

Матеус подсчитал, что при жизни мирагайского завра его шея достигала 1,5−1,8 м и составляла около 30% от длины его тела, что в два раза длиннее шеи обычного стегозавра. У короткошеих стегозавров, к примеру, у представителя Huayangosaurus, обитавшего 170 млн лет назад, было всего девять шейных позвонков. Длинная шея могла появиться как приспособление для привлечения партнеров или как результат перехода к другому типу питания, как то произошло у жирафов.