Клещ Varroa - паразит пчел. Медоносная пчела. Вид: Apis mellifera = Медоносная пчела. Семейство: Apidae = Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы.Перепончатокрылые.Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые.

Клещ Varroa - паразит пчел

Клещ Varroa jacobsoni

Читать дополнительно: * Болезни и враги пчел
* Клещ Varroa - борьба

ФотоКлещ Varroa jacobsoni - специализированный паразит медоносной пчелы. Его тело имеет щитовидную форму. Тело у взрослой самки окрашено в  коричневый цвет, почти округлое: 1,7 мм в ширину, и несколько меньше в длину. Благодаря своим мелким размерам летом самка живет в течение короткого периода времени на пчеле. Как правило забравшись в складки между сегментами брюшка, самка клеща питается ее кровью (гемолимфой).

Напитавшись, самка покидает пчелу для откладывания яиц. Для этого она перебирается к готовым к запечатыванию ячейкам с пчелиными личинками. Здесь она откладывает большое количество яиц, причем из первого яйца, как правило, выводится самец, а самки развиваются из последующих. Длительность развития клеща составляет около недели. Тем временей материнский клещ (самка) прокусывает кутикулу личинки пчелы в ее задней части, и через образовавшееся отверстие она, вместе со своим развивающимся потомством, питаются кровью сначала пчелиной личинки, а затем предкуколки и куколки.

Количество клещей, которое способно вырасти на пчелином расплоде и достичь половозрелости, во многом зависит от продолжительности стадии печатного расплода пчел. Так, например, в трутневом расплоде за две недели развивается больше клещей, чем в пчелином за 12 дней. Если в трутневой ячейке обычно развается от 4 до 5 способных к размножению самок, то в пчелиной ячейке от 2 до 3. Замечено также, что в трутневом расплоде клещи встречаются в 10 раз чаще, чем в расплоде рабочих пчел.

Спаривание самок молодых клещей с более мелкими самцами, которые имеют мягкие белые покровы тела, происходит непосредственно еще в ячейке. Вскоре после спаривания самцы, выполнив свою функцию, погибают. Самки клеща, выходят из ячейки вместе с пчелой и уже примерно через неделю перебраются в другую. Установлено, что не все потомки плодных клещей достигают половой зрелости и далеко не все молодые самки клещей способны к продолжению рода. У клещей, паразитирующих на европейских породах пчел, примерно около четверти самок, проникших в новые пчелиные ячейки, яиц не откладывают.

Пчелы обычно вычищают те ячейки, в которых развивается большое количество паразитов. Поэтому степень размножения клещей может зависеть от от многих факторов и в частности от расовой принадлежности пчел, времени года и климатических факторов, доли трутневого расплода и степени поражения болезнью и т.п.

Исследователей поражает очень высокая степень заразности этой клещевой болезни. Ведь вполне достаточно всего одной залетевшей не в свой улей зараженной пчелы или трутня, чтобы гарантированно перенести эту болезнь из одной зараженной семьи в другую здоровую. Клещ также широко распространяется с упущенными зараженными роями и особенно с кочевыми пасеками. А такое явление, как блуждание пчел как в пределах пасеки, так и с одной пасеки на другую, имеет довольно большие масштабы, причем значительно большие, чем предполагалось раньше. Поэтому эта болезнь почти всегда быстро охватывает все без исключения семьи пасеки.

Шотландских пчёл атакует клещ-паразит

В Шотландии году было отмечено 39 случаев нападений на ульи домашних пчёл клеща-паразита Varroa. Шотландские пчеловоды обеспокоены двукратным ростом таких нападений на домашних пчёл паразита.

И так как клещ Varroa питается гемолимфой (кровью) молодых медоносных пчёл, то они в итоге гибнут. А в улье в конечном счёте остаются только старые и больные особи, что ведет к гибели всей семьи.

Предполагается, что клещи Varroa впервые попали в Великобританию из континентальной Европы примерно с десяток лет назад. Пчеловодам рекомендуется быть более осмотрительными и внимательными и своевременно бороться с этим паразитом, хотя теперь совсем избавить остров от Varroa врят ли удастся.