Жук-олень, или рогач, (Lucanus cervus). Жук-олень: самый большой жук Европы. Жук-олень. Жесткокрылые, или жуки. Отряд: Coleoptera = Жесткокрылые, или жуки

Жук-олень = Lucanus cervus

Жук-олень: самый большой жук Европы

Читать дополнительно: Священный скарабей * Жесткокрылые, или жуки

Жук-олень, или рогач, по справедливости считается самым крупным жуком Европы. Обычная длина самцов вместе с их мандибулами-рогами – 75–80 мм, а «безрогих» самок – 40–42 мм. При плохом питании личинок могут появиться и мелкие экземпляры, а в Британском музее имеется экземпляр самца жука-оленя длиной 87 мм.

Жук-олень Фото

Ареал жука-оленя занимает всю Европу до южной Англии и Скандинавии на севере и до Волги на востоке, обитает он и на Севере Африки, в Сирии и Малой Азии. Встречается жук-олень в основном в дубовых лесах. Его личинка питается трухлявой древесиной и развивается в стволах мертвых деревьев, в глубине пней или непосредственно под корнями деревьев. Личинки жука-оленя выполняют важную роль редуцентов в лесных экосистемах, утилизирующих разлагающиеся органические остатки, в отличие от жуков усачей, личинки которых грызут живую древесину и поэтому нередко являются вредителями лесного хозяйства.

Мертвая древесина, состоящая из клетчатки, очень специфическая среда, а процесс ее разложения происходит только с помощью бактерий и разнообразных грибков-ксилофагов. Процесс питания личинок жуков-рогачей пока мало изучен, но, вероятно, и они нуждаются в помощи каких-то микроорганизмов. И так как организм животных непосредственно переваривать клетчатку неспособен, поэтому личинки древесноядного жука-оленя вступают в симбиоз с подобными микроорганизмами, которые населяют их кишечник.

В древесине личинка жука-оленя живет около 5 лет, достигая в длину до 13,5 см. Развиваясь в древесине, личинка пребывает в относительно безопасной и стабильной окружающей средеи имеет мягкое тело белого цвета (т.е. не имеет защитной окраски). В таких условиях личинкам морозы не очень страшны, а вот к засухе личинки рогача очень чувствительны. Недостаток влаги сдерживает их рост и может привести к гибели. В неблагоприятных условиях развитие личинки может, по некоторым наблюдениям, растягиваться до 8 лет.

Перед окукливанием, личинка формирует вокруг себя кокон из остатков древесной трухи и экскрементов, скрепленных выделениями слюнных желез, которые затвердевая образуют крепкую оболочку. Интересно, что личинки самцов формируют кокон с запасом пространства для будущих «рогов»! На развитие куколки жука-оленя уходит примерно три месяца.

Взрослые жуки-олени появляются с мая по сентябрь, но чаще летом – с середины июня до середины июля. Днем они малоподвижны, только иногда медленно сосут влагу: капли росы и древесный сок. В неволе рогачи сосут растворы сахара и меда, сок фруктов, отвары дубовой коры и листьев, а твердую пищу, по нашим наблюдениям, не употребляют. В теплую солнечную и безветренную погоду, при температуре выше +20 °С, жуки-самцы летают. Лет начинается на закате солнца, при вечерней заре – жуки кружат вокруг деревьев на высоте 1–4 м над землей и перелетают обычно недалеко, по нашим наблюдениям, в радиусе от нескольких десятков до сотни метров. В темноте лет прекращается, к полуночи жуки уже только перелетают с одной ветки на другую, соседнюю, затем только ползают, а к утру, при ярком солнце, замирают. В дождливую и ветреную погоду, при похолодании самцы неактивны.

Самки жуков-оленей мигрируют на расстояние нескольких сотен метров, но мы их всегда находили на земле или на ветках деревьев и никогда не наблюдали в воздухе. Обычно самцы находят их сами, вероятно, привлекаемые пахучими веществами – феромонами. У одной самки собирается обычно несколько самцов, которые вступают в поединки, сцепляясь «рогами». Обычно более крупный жук захватывает меньшего, сжимает «рога», поднимается почти вертикально на задних ногах и разжимает челюсти – противник, потерявший опору, падает с ветки. При схватках жуков, одинаковых по размеру, возможно длительное сцепление «рогами», травмы и даже гибель соперников, но такое бывает редко.

Взрослые насекомые живут 3–4 недели, после чего гибнут. Но перед этим оплодотворенные самки своими короткими «рожками» прогрызают древесину в подходящих местах и откладывают яйца.

Когда-то жук-олень был очень обычен – как и его «родные» дубовые леса. Согласно А.Брэму, в Германии и Чехословакии за день можно было встретить десятки жуков, на побережье Балтики наблюдались их массовые перелеты. На Балканах, в Италии личинок рогачей даже употребляли в пищу как лакомство. Но теперь жук-олень стал редким видом как в странах Западной и Средней Европы, так и на Украине и в России, даже в лесах Кавказа, где, казалось бы, сохранились весьма благоприятные условия для его существования. Лишь единичные встречи жука-оленя отмечены за последние годы в Латвии. Мало известно о его состоянии в Северной Африке и Малой Азии.

В большинстве стран Европы, в частности в Германии, Польше, Швейцарии, Чехии, Словакии, жука-оленя охраняют. Этот вид занесен в Красную книгу РФ, Украины, был он и в списках Красной книги СССР.

Исчезновение жука-оленя, в основном связывают с вырубкой дубовых лесов. Но известно, что личинки этого жука могут развиваться в мертвой древесине еще 14 видов деревьев, в том числе ивы, бука, березы, липы, граба, груши, тополя.

Поскольку рогачи откладывают яйца именно в мертвую древесину, для сохранения этого вида очень важно присутствие в лесу мертвых деревьев, пней, бревен. Современное же лесное хозяйство предполагает регулярные санитарные рубки старых деревьев и удаление из леса остатков древесины – это лишает рогачей мест размножения.

Немалую роль, очевидно, играет и обработка леса ядохимикатами, предназначенными для борьбы с вредителями. После прекращения использования ядохимикатов в лесах некоторых районов Воронежской области численность жука-оленя увеличилась. А длительное применение ядохимикатов и санитарные рубки леса в Германии совпали с исчезновением там (еще с 30-х гг.) жука-оленя. Сейчас в Германии этот вид крайне редок и его судьба неопределенна.

На Украине ядохимикаты в лесах массово не примененяют, но проводят санитарные рубки и очищение леса от мертвой древесины. Здесь жук-олень – вид редкий, но пока не исчезающий. Концентрация самок возле мест выплода, оптимальных для развития личинок, делает жука-оленя уязвимым при уничтожении этих биотопов. А реальный путь сохранения этого красивого насекомого – выявление таких мест (как мы видим, это могут быть даже сады и парки – совсем небольшие участки со старой древесиной, не обработанной ядохимикатами) и создание там микрозаповедников. Причем даже если вырубаются деревья, то жуки откладывают яйца в старые пни, оставшиеся от порубок, и популяция их сохраняется.

На численность взрослых жуков-оленей оказывают влияние и их естественные враги – сычики, летучие мыши, сойки, вороны, грачи. На земле малоактивных жуков могут поймать кошки, при пониженной температуре на них нападают муравьи, красные тироглифоидные почвенные клещики, которые бывают активны и в таких условиях. Кроме того, красивых жуков часто ловят для коллекций.

Читать дальше: Жесткокрылые, или жуки