Сверчки настоящие. Семейство: Gryllidae = Сверчки настоящие. Отряд: Orthoptera = Прямокрылые

Читать дополнительно: Палочники Фото
* Паразиты промывают мозги кузнечикам и заставляют их топиться
* Летающий паразит заставил сверчков замолчать
*Интересные факты о сверчках

Семейство: Gryllidae = Сверчки настоящие

Бурые или сероватые насекомые с крупной головой и слегка уплощенным телом. Крылья складываются плоско, правое поверх левого. Органы стрекотания расположены в их основании. Яйцеклад копьевидный. Питаются растительной пищей.

Вместе с кузнечиками, медведками, саранчой, палочниками и тараканами сверчки относятся к отряду прямокрылых. Эта систематическая группа насекомых появилась на Земле около 300 миллионов лет назад. Метаморфоз у них неполный: яйцо, личинка, нимфа (личинка старшего возраста) и имаго (взрослое насекомое). Отсутствует стадия неподвижной куколки, как, скажем, у жуков и бабочек.

На Востоке сверчков и цикад держали дома ради их пения так же, как птиц. А еще китайцы, малайцы и таиландцы любят смотреть на бои сверчков. Это занятие превратилось у них в своего рода спорт. На поле боя выпускаются самка и два самца. Побежденным признается тот сверчок, который старается уползти, а победителем "оставшийся на арене".

Всего известно 2300 видов сверчков. Обитают они, главным образом, в тропиках и субтропиках. На территории нашей страны встречается около 50 видов; самые известные из них полевой и домовый. Именно песенка последнего звучит за печкой в старых деревянных домах.

Последняя пара ног у этих насекомых изменена и зачастую увеличена, чтобы прыгать. У сверчков есть крылья и надкрылья ими они поют, а уши у них помещаются в голени передних лапок. У самки на конце тела имеется длинный яйцеклад, которым она пробуравливает почву, чтобы отложить яички. Тело сверчков покрыто хитиновой оболочкой, снижающей потерю влаги в организме и защищающей насекомое от механических повреждений.

Любители заводят сверчков, чтобы послушать их пение, которое звучит не хуже птичьего. Поет только самец: приподняв надкрылья, он быстро-быстро потирает ими друг о друга. Если певца не потревожить, его песенка звучит от зари до зари. В неволе сверчки поют и днем.

Территория каждого сверчка занимает несколько десятков квадратных сантиметров, и хозяин участка регулярно обходит свои владения, чтобы прогнать чужаков.

Если два самца встречаются "нос к носу", драки не миновать. Сверчки-дуэлянты прежде всего стремятся откусить противнику усики, а то и лапки. Схватка может кончиться смертью одного из них. Тогда победитель поедает побежденного. Но обычно обкусанных усов достаточно, чтобы сражение прекратилось.

Потерявший усы тут же удирает с чужой территории. Дело в том, что сверчки без усов не могут занимать высшие места в сверчиной иерархии. Ученые-энтомологи доказали это при помощи различных экспериментов. Например, замазывали сверчку-доминанту глаза. Сам он не видел противников, но другие сверчки его по-прежнему боялись. Сверчки с наполовину укороченными усиками и маленькой карточкой на шее (чтобы их труднее было узнать) сохраняли свое ранговое положение. А вот сверчки совсем без усиков превращались в изгоев, которых все презирали.

Песенки сверчков разные не только у разных видов, но зависят и от других обстоятельств. Молодые самцы поют не очень музыкально они только еще учатся, подражая старшим. Угрожая сопернику, самцы резко цыкают, что воспринимается человеком как назойливое стрекотание. Самая сложная и приятная песенка перед самкой. Она звучит тихо, но мелодично, включает звенящие и жужжащие трели. К тому же самец исполняет брачный танец, вертится перед самкой, постукивает ее усиками по спинке. На территории одного самца живут несколько самок, и он зорко следит за ними, не выпуская за границы участка. Но иногда самки переходят от самца к самцу, привлеченные особой песней на высоких тонах, предназначенной для сманивания чужих самок и возвращения собственных.

Сверчков держат в маленьких террариумах, где есть укрытия. Сюда можно положить мох, землю, поставить веточки. Охотнее всего самки откладывают яйца во влажную кокосовую стружку. Сверчки разноядны: их кормят овощами, фруктами, кусочками белого хлеба, геркулесом и кормом для рыб сушеным гамарусом или дафнией; кроме того, сверчки едят сваренное вкрутую яйцо.

Оптимальная температура содержания насекомых 31-32 С.

В течение жизни одна самка может отложить до 600 яичек. Молодые сверчки выходят приблизительно через месяц, а через три месяца последний раз линяют, превращаясь в имаго. В первые часы после линьки новенький взрослый имеет причудливый вид: несет сверху белый шлейф непросохшие мягкие крылья, иногда они скомканные и топорщатся на спине. Он сушит их на свету, пока они не затвердеют и не потемнеют. Пройдет еще несколько дней, прежде чем сверчок станет половозрелым и запоет свою первую песенку.

Лучшими певунами считаются индийские (пальмовые) и двупятнистые сверчки.

Источник: журнал "Между кошкой и собакой"