Собственно) (настоящие) ящерицы :Род: Lacerta Linnaeus, 1758 = (Собственно) (настоящие) ящерицы : БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ, Полосатый геккон, Токки. Рептилии, пресмыкающиеся: биология

Главная сайта "Мир Животных" / Каталог животных / Рептилии / Ящерицы / Семейство: Lacertidae Fitzinger, 1826 = Настоящие ящерицы, лацертиды > Семейство Настоящие ящерицы (Lacertidae)

Род: Lacerta Linnaeus, 1758 = (Собственно,настоящие) ящерицы

Подтряд: Lacertilia Owen = Ящерицы

Семейство: Lacertidae Fitzinger, 1826 = Настоящие ящерицы, лацертиды

Семейство Настоящие ящерицы (Lacertidae)

Читать дополнительно: Настоящие ящерицы

Читать :ЯЩУРКИ: крапчатая, Барбура и разноцветная

* ЯЩУРКИ: быстрая и разноцветная

Название «настоящие» в биологических описаниях всегда говорит о том, что именно данная группа была описана и изучена раньше остальных им подобных. Так и здесь в отношении ящериц. Все настоящие ящерицы имеют стройное удлиненное туловище, хорошо выраженную шею, умеренно длинные и вполне развитые пятипалые конечности и длинный ломкий хвост. Голова у них сверху покрыта крупными симметрично расположенными щитками, а тело - чешуйками. Чешуйки на спине и брюшке разные по величине и форме. Всегда выражены ряды особых отверстий - бедренные поры.

Вид:Ящерица прыткая.

Широко распространена в лесной, лесостепной и степной зонах СНГ от его западных окраин до Прибайкалья.

Общая длина этой коренастой, но действительно очень ловкой ящерицы достигает 28 см. Общая окраска и темный рисунок очень изменчивы. Молодые - буроватые или коричневатые с более темными полосами на спине. У взрослых на фоне темных спинных полос проявляются ряды пятен, бурых или черных.

Взрослые самцы становятся зелеными, оливковыми или салатовыми с многочисленными темными крапинками. В брачную пору у них часто в области шеи проявляются синие пятна. Самки почти всегда остаются коричнево-серыми или бурыми.

Прыткая ящерица поселяется в сухих солнечных участках в самых разных биотопах, но обязательно с хорошо развитой травянистой растительностью. Прыткая ящерица - многочисленный вид и поэтому часто оказывается на квартирном содержании. Однако по требовательности к условиям содержания в неволе, и особенно с целью размножения, она более капризна, чем все другие наши ящерицы лесной зоны.

Террариум для нее горизонтального типа. Грунт может быть разный, но более уютно ящерица чувствует себя на смеси песка, мелкого гравия, на котором в углу создается лесная подстилка из опавших листьев и подушки сфагнового мха. Температура днем 22-30°С, но при условии «горячего пятачка» в 25-30°С температура может быть равной обычной комнатной. Влажность воздуха средняя: 40-60%. В зимнее время температуру понижают до 6-10°С и одновременно повышают влажность до 80-90%. Корм - насекомые и разнообразные беспозвоночные животные. Спаривание может наблюдаться с мая по август. Самка за сезон откладывает до 16 яиц в кожистой оболочке. При температуре 20°С инкубация проходит за 80-100 суток, при 30°С - за 25-35 суток. Молодые, длиной 3,6-3,7 см, появляются в июле-августе. Самцы прыткой ящерицы при совместном содержании очень драчливы, иногда плохо уживаются между собой и самец с самкой.

Близкие по биологии ящерицы нашей фауны: крымская, полосатая, средняя, зеленая - содержатся в таких же террариумных условиях, как и ящерица прыткая.

Вид: Ящерица живородящая.

Живородящая ящерица относится к самым широко распространенным не только ящерицам, но и рептилиям вообще. Встречается она на огромных пространствах Евразии: от Ирландии через большую часть территории СНГ на восток Китая.

Общая длина живородящей ящерицы составляет 14-19 см. Сверху она разных оттенков бурого цвета с характерным узором из темной, иногда расчлененной на отдельные пятна-полосы вдоль хребта, двух светлых полосок по сторонам спины и темных, сравнительно широких полос по бокам. Нижняя сторона тела и хвоста отличается ярким оранжевым или кирпично-красным цветом с разбросанными темными точками. У самцов низ тела более бледный, часто серовато-зеленый.

Живет ящерица в различных лесах, редколесьях, кустарниках, в отличие от других наших ящериц всегда придерживается сырых влажных мест.

В неволе эту ящерицу держать проще, чем, например, прыткую. Террариум для живородящей ящерицы кубического типа. Температура днем 20-28°С, ночью 18-20°С. Влажность воздуха повышенная - 60-75%. На дне имитируют лесную подстилку и укладывают кусок деревянной коряги со щелями. Насекомые и другие беспозвоночные, включая водные формы, - основной корм для этого вида в условиях неволи.

Зимовка проходит при температуре 8-10°С и влажности 80-90%. Спаривание наступает в апреле-мае, беременность - 60-80 суток. Начиная с середины июля и до конца августа самки приносят по 8-18 детенышей длиной 4-4,2 см, которые рождаются в тонкой прозрачной яйцевой оболочке и тут же, освободившись, разбегаются в разные стороны. Но не всегда так! Как в природе, так и в террариуме самки часто проявляют заботу о неопытном молодняке: выводят их на самые теплые места, позволяют ползать по собственному телу, последними при опасности покидают открытое место.