КОВРОВЫЙ ХАМЕЛЕОН = CHAMELEON LATERALIS. Хамелеон Chamaeleonidae Gray, 1825 = Хамелеоны

Род: Chamaeleo = Настоящие хамелеоны

Вид: Chamaeleo (=Furcifer) lateralis (Gray, 1831)= Ковровый хамелеон

Читать: Семейтво хамелеонов ; Содержание хамелеонов ; Повадки хамелеонов

ФотоКовровых хамелеонов из-за их разноцветной красивой окраски и энергичного характера относят к жемчужинам наших террариумов. Этот вид успешно удается содержать и размножать в неволе.

В природе хамелеоны живут один год. При правильном содержании ковровые хамелеоны в неволе достигают возраста 2-3 лет, причем самки прекращают откладывать яйца через 4- 6 кладок и затем живут еще один год. Шлем ковровых хамелеонов крышевидный, слегка приподнят. Тело равномерно покрыто чешуйками, с отдельными вкраплениями пластинчатых чешуек.

Наибольшее внимание приковывает к себе рисунок на теле животного, давший хамелеону его немецкое имя. Типичными для рисунка на теле животного являются продольные полосы, которые всегда можно распознать, даже у новорожденных животных. Также характерными для животных являются овальные боковые пятна, которые сильно различаются для разных животных. Основной цвет окраски животных может быть серым, коричневым или зеленым, боковые полосы и боковые пятна по цвету несколько отличаются. Чаще всего для животных характерен различный, разноцветный рисунок с яркими белыми боковыми полосами. В общем, справедливо, что самки имеют более разноцветную окраску, чем самцы. Наиболее яркой окраской отличаются самки в период спаривания или при беременности.

Хамелеоны могут достигать в длину 25 см. Подвиды этого вида неизвестны, однако животные сильно отличаются по своей величине и окраске в зависимости от места происхождения. Начиная с 50 дня можно различать пол животных по сильно утолщенному основанию хвоста. При наличии определенного опыта пол животного можно распознать по раскраске уже начиная с 14 дня.

Furcifer lateralis встречается по всему Мадагаскару за исключением севера и северо-запада. Он обитает в следующих зонах растительности: тропический дождевой лес, тропический сухой лес и влажные травяные саванны. Очень часто ковровых хамелеонов встречают на живых изгородях и на лугах. Климат там отличается ярко выраженными летним и зимним сезонами. Дневная температура летом там составляет 26 - 30°С, а зимой 18 -24°С. Разность дневной и ночной температур составляет в среднем 12° С.

Furcifer lateralis является агрессивным видом. Животных этого вида можно содержать только по одному. Их нельзя содержать вместе с хамелеонами своего или другого вида. Эти животные переносят совместное содержание с ночными гекконами. Если самец замечает самку, он сразу же приближается к ней, делая энергичные кивки головой. Если самка не готова к спариванию, она начинает угрожать самцу, а при его приближении кусает его. Чаще всего это не останавливает самцов и лишь при второй или третьей безрезультатной попытке они прекращают свои ухаживания. К сожалению, среди самок встречаются животные, которые ведут себя особенно агрессивно. Поэтому при попытке провести спаривание животных необходимо обязательно наблюдать за ними.

Некоторые самцы от возбуждения забывают о кивках и сразу же бросаются на самку. Если самка готова к спариванию, что хорошо заметно по сильно уменьшившейся агрессивности и ее окраске, то она не угрожает самцу при его приближении. Она лишь медленно пытается удалиться, но самец ее быстро настигает. Животные спариваются, причем самец забирается на самку сбоку и пытается завести свое клоакальное отверстие под отверстие самки. Копуляция продолжается 10-20 минут. После спаривания самка снова нападает на самца. Бывало и так, что самец после спаривания пытался укусить самку.

Размеры террариума для содержания коврового хамелеона должны составлять ДЗО х Ш40 х В60 см. Проветривается террариум через небольшое, закрытое сеткой вентиляционное отверстие в передней стенке. Для освещения должна использоваться 50 Вт лампочка, обеспечивающая достаточное количество света и тепла. Температура днем колеблется в пределах 23 - 32°С, а ночью между 15 - 25 °С, причем превышать температуру 32°С не следует. Относительная влажность воздуха должна находиться в пределах 60 - 100%, что достигается с помощью двухразового в течение дня обрызгивания водой всего террариума.

Furcifer lateralis очень прожорлив. Кормят его ежедневно и как можно разнообразнее. Случаи ожирения животных нам неизвестны. Ковровый* хамелеон поедает кузнечиков, дрозофил, комнатных мух, мелкую саранчу, восковых молей и амбарных огневок. Только сильно голодные животные поедают темных мучных хрущаков, тараканов и мышат. Наиболее лакомой пищей для них являются зеленые тараканы. Животные могут пить ежедневно разбрызгиваемую в террариуме воду, собирающуюся в капельки на листьях растений. Дополнительно их поят дважды в неделю с использованием пипетки.

После беременности от 30 до 52 дней самки откладывают свои яйца. Они не пытаются закапывать их, а просто разбрасывают по полу террариума. Чтобы исключить несчастные случаи, важно чтобы в этот момент времени в террариуме не было кормовых животных. В природе самки за свою жизнь откладывают 4-5 кладок яиц с 15 ноября по 15 апреля. Кладка состоит из 4 -23 яиц, которые они закапывают в самостоятельно вырытую яму 10 см глубины. Уже через 14 дней после откладывания яиц самка снова может спариваться.

Яйца необходимо сразу же извлечь из террариума и переложить, как обычно, в коробочку, наполненную слегка влажным вермикулитом. Развитие яиц начинается после холодной фазы их выведения. Соблюдение приведенных ниже температур всегда приводило к вылупению потомства с примерно одинаковым распределением полов: в течение первых 45 дней 25°С, затем 40 дней 10 - 15°С (холодный подвал), затем температура вплоть до вылупления должна составлять 27 - 28°С. Приблизительно через 100 дней после завершения холодной фазы вылупляется молодняк. Общая продолжительность инкубации яиц составляла у нас 154 - 378 дней. Выращивание молодых животных не содержит особых сложностей. Животные очень быстро развиваются при температуре около 25°С. Через 4-6 месяцев молодые хамелеоны становятся половозрелыми.