Хамелеон Фишера = Bradypodion FISCHERI Хамелеон Chamaeleonidae Gray, 1825 = Хамелеоны

Вид: Bradypodion fischeri = Хамелеон Фишера

Вид: Bradypodion fischeri (Reichenow, 1895) = Хамелеон Фишера

Читать: Семейтво хамелеонов ; Содержание хамелеонов ; Повадки хамелеонов

Хамелеон Фишера достигает длины 40 см, причем почти половина приходится на хвост. Самки этого вида несколько менее крупные. И если рисунок на теле отдельных экземпляров различается, то основные цветовые тона окраски одни и те же.

Окраска животных этого вида включает широкий спектр цветовых тонов: от белого, желтого и зеленого (от светло-зеленого до оливково-зеленого) до серого, коричневого и черного. Окраска самок содержит менее выраженный зеленый цвет и желтый рисунок. Наиболее заметным признаком этого вида хамелеонов является сильно сплющенные по бокам выросты на рыле животного, достигающие у самцов 20 мм в длину. У самок длина этих выростов может составлять до 10 мм либо они вообще могут отсутствовать. На спине Bradypodion fischeri находится гребень из конических чешуек, тянущийся у самцов до хвоста, а у самок заканчивающийся в первой трети туловища животного. Тело животного неравномерно покрыто относительно крупной чешуей.

Bradypodion fischeri обитает в Восточной Африке (Танзания, Кения) и населяет там кустарники и небольшие деревья на опушках лесов. Обитает животное на высотах около 800 - 1700 м. Для содержания животных необходимы террариумы с минимальными размерами 40 х 40 х 60 см. Из растительности особенно подходит хорошо ветвящийся Ficus benjamini. Чтобы обеспечить необходимую вентиляцию одна из стенок террариума и его крышка должны быть преимущественно сетчатыми.

В террариуме размещается лампа (до 40 Вт) с рефлектором, которая постоянно используется для нагрева террариума. Температура в нашем террариуме находится в пределах 26 - 27°С днем, а ночью понижается на 8 - 10°С. Относительная влажность воздуха должна в течение дня составлять 50-70%, а ночью она автоматически несколько повышается благодаря снижению температуры. Чтобы достичь требуемого значения влажности рекомендуется весь террариум один раз в день, в первой половине дня, обрызгивать водой.

Суточная продолжительность освещения террариума составляет 12-14 часов. Если существует возможность содержать животных под лучами не фильтрованного солнечного света, этой возможностью обязательно необходимо воспользоваться. Вообще настоятельно рекомендуется в теплые, солнечные дни размещать хамелеонов на несколько часов под открытым небом в сеточных террариумах. В качестве корма подходят домовые сверчки, кузнечики, тараканы, восковые моли и их гусеницы, личинки большой чернотелки (Zophobas), мучные хрущаки и голые мышата. Важно, чтобы пища была разнообразной, иначе слишком часто предлагаемый корм вскоре будет отвергаться. Поят Bradypodion fischeri с помощью специальной поилки (постоянно падающих капелек воды). Дополнительно животные слизывают ежедневно разбрызгиваемую воду. Раз или два раза в неделю животных поят с использованием пипетки.

О готовности к спариванию самки Bradypodion fischeri свидетельствует ее окраска. Окраска животного становится насыщенного зеленого цвета с несколькими светлыми пятнами в передней части тела и ярко-желтой головой. Если такую самку сажают к самцу, то он сразу же начинает ухаживания. Как только самка замечает это, она приобретает более светлую окраску и светлые участки проявляются еще более отчетливо. Делая энергичные кивки головой самец приближается к самке. Она спокойно ждет на своем месте или очень медленно движется вперед. Самец пытается забраться на самку сзади. Затем происходит соприкосновение клоаками и спаривание, продолжающееся 10-15 минут. Самки, для которых период спаривания еще не наступил либо уже беременные самки, принимают при виде самца черно-зеленую окраску и торопливо пытаются убежать.

Период спаривания у самок составляет 7-10 дней. В течение этого промежутка времени она спаривается несколько раз. В последующее после спаривание время самка принимает больше пищи, чем обычно. Беременность продолжается 47-55 дней. В конце этого промежутка времени уже можно хорошо различить яйца. За несколько дней перед откладыванием яиц самка прекращает прием пищи и начинает проводить раскопки в самых разных местах. Она ищет подходящее место для откладывания яиц!

В нашем террариуме почва состоит из смеси песка с торфом. Если условия позволяют, то она выкапывает 15 - 20 см яму, в которую откладывает яйца, размеры которых составляют 12х8 мм. Кладка состоит из 16-20 яиц, выведение из которых молодняка, к сожалению, до сих пор не удавалось. Спусковым крючком для развития эмбриона является, по видимости, характерный ритм чередования дня и ночи (днем 25 - 26°С, а ночью 12 - 14°С). Только лишь одно животное полностью развилось в яйце, которое после четырехнедельного периода постоянной смены ночных и дневных температур, находилось в инкубаторе при постоянной температуре 25 - 26°С. К сожалению, животному не удалось оставить яйцо. Предположительно, яйца должны выдерживаться, как и яйца Brookesia, при комнатной температуре.

Совместное содержание Bradypodion fischeri с другими рептилиями или амфибиями нецелесообразно, так как этот вид животных известен как пожиратель ящериц.