Таутара, туатара, гаттерия: размножение. Sphenodon punctatus Gray, 1831 = Таутара, туатара, гаттерия: размножение, поведение

Гаттерия (таутара, туатара): размножение

Читать дополнительно: Гаттерия

Туатара, или гаттерия: размножение.

К размножению гаттерия приступает по достижении примерно 20-летнего возраста. Брачный период происходит с середины лета и заканчивается в начале осени (январь-март), яйца будут отложены на следующую весну или в начале лета (октябрь-декабрь). Самка откладывает яйца раз в 4 года, таким образом, демонстрируя самый продолжительный репродуктивный из рептилий цикл.

Гаттерия - единственное современное пресмыкающееся, у которого нет копулятивного органа. Спаривание происходит в январе, когда самец захватывает территорию, которая может перекрывать участки самок, и он может спариться с каждой из них, если они примут его ухаживание. Самец сидит возле норы и ожидает возле нее самку, иногда он обходит свою территорию, высматривая самок. В случае появления чужого самца, между соперниками возможна схватка. Когда появляется самка, самец начинает кружить вокруг нее, привлекая ее внимание, иногда это кружение продолжается 20 минут и более.

В том случае, если самка проявляет к нему интерес, происходит спаривание: самка позволяет самцу взобраться на нее или же она заходит в его нору. Самец лишен репродуктивных органов, и спаривание происходит, когда туатары прижимаются клоаками друг к другу, переплетаясь хвостами. Помогая себе задними лапами, самец убирает хвост самки и прижимается к клоаке, выделяя сперму. После спаривания туатара вынашивает яйца 8-9 месяцев до следующей весны, когда многие самки собираются вместе и устраивают своеобразную гнездовую колонию на солнечном участке острова.

Весной, с октября до декабря, самка выкапывает несколько особых маленьких нор, пока не остановится на той, которая покажется ей наиболее подходящей. Сюда она откладывает яйца в мягкой оболочке. Обычно кладка состоит из 8–15 яиц, каждое из которых имеет в диаметре около 3 см. Несколько ночей самки откладывают яйца, а потом сторожат свои гнезда. Сверху кладка засыпается землей, травой, листьями или мхом. После того, как все самки отложат яйца, они удаляются.

Развитие эмбриона очень длительное, период инкубации длится около 12 —15 месяцев, развитие эмбриона задерживается на время зимних месяцев, то есть значительно дольше, чем у остальных рептилий. Именно через столько вылупляются молодые туатары.

Ученые Университета Виктория из Веллингтона проделали эксперимент по разведению туатар в неволе и сделали следующее открытие. Инкубация яиц при температуре 21° C рождалось 50/ 50 самцов и самок, но при температуре 22° C, 80% были самцами. При 20° C, 80% были самками. При 18° C все новорожденные оказывались самками.

У новорожденных гаттерии видны остатки желточного мешка, через несколько дней исчезающие.  На конце морды у них твердый яичный зуб, которым они помогают себе разбить скорлупы при вылуплении, яичный зуб выпадает у них через три недели после рождения. Размеры детенышей не превышают 100 мм.

Дальнейшие рост и развитие также очень медленны, а половозрелости гаттерии достигают лишь к 15-20 годам. Они еще продолжают расти примерно до 35 лет.