Парагвайский кайман, кайман Жакаре = Caiman crocodilus yacare (Daudin, 1802) Очковые кайманы. Крокодиловый кайман. Широкомордый кайман. Caiman. Аллигаторы. Alligatoridae = Аллигаторы. Крокодилы, алигаторы, гавиалы. Рептилии, пресмыкающиеся, характеристика

Вид:Парагвайский кайман = Caiman crocodilus yacare

Вид:Парагвайский кайман, кайман Жакаре = Caiman crocodilus yacare (Daudin, 1802)

Парагвайский кайман, кайман Жакаре = Caiman crocodilus yacare (Daudin, 1802)

По классификации Красной книги МСОП включен в категорию «неопределенный». Распространен в центральной и южной частях Южной Америки.

Населяет бассейн р. Парагвай от штата Мату-Гросу в южной Бразилии через восточную Боливию и Парагвай до северной Аргентины. Южная граница ареала проходит по 30° ю. ш. Встречается также в южных притоках Амазонки — реках Маморе и Бени в Боливии, р. Гуапоре на границе Бразилии и Боливии и других притоках.

Достигает длины 2,5—3 м. Предпочитает открытые водоемы, заболоченные саванны, озера и крупные реки. Избегает соленых и солоноватых водоемов. Симпатричен с Melanosuchus mger и Caiman latirostns.

Охотится на моллюсков, крабов, рыбу; при случае поедает грызунов, черепах и змей.

В Бразилии гнездование протекает в сезон дождей с декабря по апрель. Яйца откладываются в специально построенные гнезда, которые устраиваются из сухой растительности. Средний размер гнезда 117X134X40,5 см. Яйца эллиптической формы, белые, в твердой бугристой скорлупе. Количество яиц в кладках в Бразилии 21—38 (в среднем 31), в Боливии 23—41 ( в среднем 33,6). Пик вылупления молодых в марте. Во время инкубации яиц самка навещает гнездо через определенные интервалы времени, в ночное время. Гнезда часто покидаются, если самки потревожены человеком. К моменту вылупления самка открывает гнездо, облегчая выход новорожденных кайманов, и при необходимости может помогать им взламывать скорлупу, обеспечивая таким образом единовременный выход молодняка. Некоторое время после вылупления мать охраняет новорожденных. Кладки нередко пожирают носухи, южноамериканские лисицы (Nasua nasua, Cerdocyon thous) и ящерицы рода Tupmambis.

Наблюдается деградация популяций в Бразилии, Боливии, Парагвае и Аргентине, где по-видимому, очень велик охотничий пресс.

Коммерческая эксплуатация жакаре очень велика. Легальный и нелегальный отлов и охота создают угрозу для выживания этого подвида. Несмотря на меры защиты, осуществляется значительный экспорт кайманов из Парагвая во Францию, Германию и США. Отрицательно сказывается на состоянии популяций разрушение местообитаний из-за хозяйственного освоения территории.

В Аргентине введен полный запрет отлова кайманов для коммерческих целей. Запрещен экспорт жакаре из Бразилии и Боливии. Специальным законом охраняется в Парагвае. Внесен в список Панамериканского Союза охраны животных как находящийся под угрозой исчезновения. Предполагается перевод в Приложение I Конвенции о международной торговле.

Необходимы сбор данных по состоянию популяций и уточнение границ ареала формы. Успешно размножаются в ряде зоопарков США.

Парагвайский кайман, Yacare caiman. До недавнего времени Caiman yacare рассматривался как подвид каймана Caiman crocodilus - сейчас подтвержден его самостоятельный видовой статус. Поэтому биология и экология этих видов очень близки.

Латинское название: Caiman yacare Daudin, 1802.

Другие названия: кайман жакаре (якарский), кайман-пиранья. Нарицательное имя «Пираний кайман» животное получило из-за хорошо видимых и не скрываемых в пасти зубов, это связано с тем, что большие зубы низшей челюсти торчат над кожной поверхностью верхней челюсти. Кайман имеет и еще одно имя: Карликовый Кайман Шнейдера.

Ареал: Данный вид имеет наиболее южное распределение из всех кайманов. Парагвайский кайман отмечен в Парагвае, на юге Бразилии и Боливии, на севере Аргентины.

Парагвайский кайман по внешнему облику напоминает крокодилового каймана и имеет 72-82 зуба (в среднем = 74): предчелюстных 5; челюстных 14-15; нижнечелюстных 17-21.

Окрас: Аналогичен крокодиловому кайману

Парагвайский кайман практически не отличается по размеру от крокодилового и достигает в длину 2,5-3 м.

Среда обитания: обитает в разнообразных условиях, подобно крокодиловому кайману - заболоченные земли, реки и озера. Кайманы часто связаны с плавучими островками растительности, в частности гиацинта.

Враги: Браконьерство и разрушение среды обитания - главные причины снижения численности популяции. Однако парагвайскому кайману по сравнению с другими кроокдилами, очень повезло: из-за низкого качества его кожи, которая не может использоваться для создания ботинков или кошельков, он преследуется меньше.

Пища: водные беспозвоночные (особенно улитки) и позвоночные (рыба, реже – змеи, грызуны и другие позвоночные).

Размножение: Конструирует гнездо в виде насыпи из глины и растительности, в которое обычно откладывает 21-38 яиц. Самки обычно охраняют кладку до рождения молодых кайманов, но в последнее время, из-за усиленной охоты на них, они чаще начали покидать гнезда сразу после кладки.

Сезон/период размножения: пик сезона размножения приходится на середину дождливого сезона. Половое созревание: Чтобы приступить к размножению, самец должен вырасти до 1.4 м, а самка не менее 1.3м. Беременность:Период инкубации яиц занимает до 100 дней. Потомство: Вылупление молодежи каймана происходит в марте.

Вид внесен в Международную красную книгу. Популяция: 100,000-200,000 особей. Численность каймана резко уменьшилась по сравнению с недавними временами, но он все еще широко распространенный вид и, часто встречается в течение сухого сезона в очень высоких плотностях. В Парагвае вид охраняется повсеместно, в Бразилии – на отдельных охраняемых территориях, в Боливии – вид интенсивно уничтожается.